ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СОЦИОЛОГИЯ - отрасль экон. социологии, изучающая историю и проблемы становления предпринимательства, потребности, ценности и мотивы деятельности бизнесменов, модели их поведения.
Впервые термин "предприниматель" (франц. entrepreneur) к наукам, обращения ввел англ. экономист Г. Кантильон. Дальнейшего своего развития теория предпринимательской деятельности приобрела в трудах франц. экономистов А.Тюрго и Ж.-Б. Сея, англ. політекономістів А. Смита, Д. Рикардо, А. Маршалла. Более современные представления о предпринимательстве и предпринимателе большой степени связаны с Г. Вебером, который показал, как религ. взгляды стимулировали зарождение буржуазно-протестантского "предпринимательского духа", становление индустриального капитализма. Большой вклад в развитие теории предпринимательства внесли также В. Зомбарт, И. Шумпетер, представители "неоавстрійської школы" Ф. фон Хайек и И. Кінценегер. Они рассматривали предпринимателя как ведущего субъекта в рыночном процессе.
П. с. выделяет три основные модели предпринимательского поведения: 1) модель ожидания, где поведенческие намерения являются результатом личного отношения к социальным нормам; 2) атрибутивная (функциональная) модель, отражающая контроль за тем, в какой мере результаты связаны (или не связаны) с чьими-то личными усилиями и поведением и как намерения связаны (или не связаны) с поведением других; 3) лингвистическая модель, с помощью которой изучают то, как речи связывается с намерениями и влияет на них.
Наук, разведки П. с. фокусируют внимание на двух категориях: 1) предприниматель (см.), 2) предпринимательская стратегия создания предприятия. Когда социологи изучают личность "экономического человека", то прежде всего выделяют важнейшие черты и качества, что делают предпринимателя предпринимателем (в частности призвание, способность к предвидению, интуиция, твердый характер, уверенность в себе, влияние на других людей, контактность и т.д.). Альтернативный подход к предпринимательской стратегии также предполагает выяснение некоторых из этих составляющих предпринимательского успеха, в частности интуиции, но до сих пор он основывался на образцах, инструкциях и схемах планирования нового предприятия. Самые свежие исследования привлекают к своему рассмотрению социальный контекст предпринимательства, особенно предпринимательские кадры. Зарубежные специалисты изучают также соответствующий процесс (поведение и взаимоотношения) и организацию, созданную предпринимателем, взаимоотношения между организацией и предпринимателем. Чрезвычайно важной проблемой, актуальность которой удостоверяющие новейшие направления в изучении предпринимательства, является создание модели предпринимательского поведения, ориентированной на производственный процесс.