ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ - ведущий субъект рыночного процесса, который инициирует бизнес для выпуска товаров и предоставления услуг с целью получения прибыли. Предпринимательскую деятельность обычно отождествляют с активным внедрением инноваций и новых технологий, творческим поиском "новых комбинаций", массовым выпуском новых товаров и предоставлением новых услуг.
Отечественное предпринимательство в "застойные" годы существовало в "теневом" разновидности. Предпринимательская деятельность "проривалась" к жизни в разных вариантах. Во-первых, она частенько пользовалась комсомольско-молодежными и партийным каналам. Во-вторых, предпринимательство существовало вне рамцями государственных (официальных) структур и было связано с "другой жизнью" (мелкая фарцовка, перепродажа и т.д.). Одновременно существовали и такие профессиональные сферы, в пределах которых появлялись возможности для развития предприимчивости. К ним можно отнести материально-техн. снабжение, торговлю.
Сейчас к предпринимательству успешно приобщаются молодые люди, чье сознание не "зашоренная" "ценностями социализма". Становление же предпринимательства в Украине происходит в ситуации аномии - такого состояния общества, когда немалая часть его членов, которой известны моральные нормы, которые возлагают на нее определенные обязательства, относится к этим нормам негативно или равнодушно. Для современного отечественного П. характерны некоторые негативные черты его социального лица, в определенной степени обусловлены объективными обстоятельствами. Когда наступили законодательные и ідеол. послабления в сторону рыночных отношений, это вызвало предпринимательский интерес у многих людей. й сразу же состоялся "экзамен" на выбор и выживания, который разделил наше купечество на две категории - фарцу и деловых людей. Фарца - это многочисленная группа нуворишей, сколотивших капиталы довольно легко, действуя по схеме, отработанной в условиях экон. беспорядка и пустоты потребительского рынка, который они, размножившись, быстро заполонили третьогатунковою продукцией (и только благодаря уникальности которого держатся на поверхности). Деловой же человек отличается от фарци тем, как использует прибыль: она безразлична к пышности, пренебрегает роскошной одеждой, имеет азартную работоспособность, аскетически относится к развлечениям. Можно уверенно прогнозировать, что будущее отечественного предпринимательства - за деловыми людьми, честными бизнесменами.
Предпринимательство в Украине развивается в основном в рамках гос. структур, где мотивы власти больше весят для продвижения, чем мотивы достижения. При таких условиях умение действовать в этом кругу может пригодиться больше, чем умение вести дело по клас. зап. схеме предпринимательской деятельности. В П., которые действуют успешнее, высокие доходы занимают в структуре ценностей одно из самых низких мест, но высоким является рейтинг стабильности сусп. положения. Что же до ценностей жизни вообще, то на первом месте в П. стоит свобода (самостоятельность в суждениях и поступках). Далее идут такие ценности, как здоровье, счастливая семейная жизнь, хорошие и верные друзья, активно-деятельное жизнь.
Предпринимательство имеет и свои негативные стороны - "антиценности". Сами П. к ним относят: отсутствие социальных гарантий для бизнеса, большой риск, неодобрительное отношение к бизнесменам значительной части общества, а также то, что им неизбежно приходится иметь дело с нечестными людьми, блокирование возможности приносить пользу обществу своей предпринимательской деятельностью. Ко всему этому добавляется "вакуум" вокруг предпринимательской деятельности, тормозное влияние, что его оказывает на нее социальное окружение. Важно сформировать адекватные мотивации рыночного предпринимательства, когда образцом для подражания будет частный П., который работает с чувством долга и потребности в труде, выработать отечественные формы экон. рыночной жизни.