Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политология в вопросах и ответах

28 Каковы основные ценности консерватизма?

 

Консерватизм (фр. conservatisme, от лат. conservare - сохранять, охранять) - политическая идеология и практика общественно-политической жизни, ориентируются на сохранение и поддержание существующих форм социальной структуры, традиционных ценностей и морально-правовых принципов.

Впервые этот термин употребил французский писатель Ф. Шатобриан на обозначения идеологии феодально-аристократической реакции периода Великой французской революции конца XVIII в. Эта идеология резко критиковала идеи Просвещения с правых позиций, апологізувала феодальные ценности и дворянско-клерикальные привилегии.

Первоначальное теоретическое обоснование консерватизма принадлежит духовным родителям этого направления Ж. де Местру, Л. Бональду и особенно Е. Берку. Глубоко поражены способами радикального политического переустройства общества во времена Великой французской революции, они стремились утвердить мысль о неестественность сознательного преобразования социальных порядков. Система их взглядов основывалась на приоритете преемственности перед инновациями, на признании незыблемости естественного порядка, Богом данной иерархичности человеческого сообщества, а значит и моральных принципов, что является основой семьи, религии и собственности. По их мнению, сохранение прошлого может снять напряжение настоящего и потому должно рассматриваться как моральный долг в отношении будущих поколений. Вполне естественно, что такие принципы отрицали оптимизм либерализма и радикализм социализма.

В отличие от обеих вышеупомянутых течений консерватизм не имеет устойчивого идейного ядра, приобретая в отдельные исторические периоды разных форм. Как правило, идеология консерватизма выступает в двух основных формах: как апология традиционных порядков (политический консерватизм) и как ностальгия по утраченным социальным статусом (антисемитизм, расизм, иррационализм, национализм и т.д.). Несмотря на различные формы проявления, консерватизма присущи общие идейные черты: признание несовершенства человеческой природы и ограниченных возможностей человеческого ума; ориентация на общий морально-религиозный порядок; убежденность в врожденном неравенстве людей; отношение к конституции как к Богом данного порядка; уверенность в необходимости господства закона и законопослушания как формы индивидуальной свободы и т.д.

В XX в., отстаивая ценности и институты индустриального общества, консерватизм, как и либерализм, стал отрицать вмешательство государства в экономику, поскольку оно может тормозить развитие свободного рынка, конкуренции, нарушать привилегии представителей крупного капитала. В послевоенный период, когда консерватизм был вынужден прибегать к более тонкой и сложной апологетики капиталистического образа жизни, кроме традиционных появляются национальные формы идеологии, технократический, христианско-католический, реформаторский и другие разновидности консерватизма.

Последние десятилетия выявили, с одной стороны, стремление консерватизма к иррациональным идеям реакционного типа (например, «новые правые» во Франции), а с другой - склонность к либеральным ценностям, которая нашла наиболее яркое воплощение в неоконсерватизмі - идеологической течения, сформировалась как ответ на экономический кризис 1973-1974 гг., массовые молодежные движения протеста в Западной Европе и распространения влияния кейнсианских идей.

Понимание консерватизма в западной политологии не всегда совпадало с его толкованием в отечественной политической теории.

В Украине консерватизм исторически возник как осознание необходимости обоснования политико - правовых основ монархически-гетманского строя, как попытка гетманов придать своей власти монархически-наследственного характера (Б. Хмельницкий, И. Самойлович, и. Мазепа, К. Разумовский). В конце XVIII - начале XIX в. он стал идеологической платформой малороссийского дворянства в его борьбе за сохранение национальных и сословных привилегий. Среди представителей украинской консервативной мысли того времени можно назвать Г. Галагана, В. Тарновского, Г. Милорадовича, Ф. Уманца, В. Горленко, П. Дорошенко.

Представителями консервативного направления в политической науке Украины были Д. Дорошенко, В. Липинский, С. Томашевский, В. Кучабский, О. Назарук, И. Лысяк-Рудницький. их объединяли одинаковые критерии исторической оценки прошлого украинского этноса, критическое отношение к либерально-демократических основ общественного строя, признание доминирующей роли государства в общественно-экономической жизни.

В. Липинский характеризовал консервативное мировоззрение как утверждение в среде украинского гражданства организованных сил авторитета, дисциплины, правопорядка, политической культуры, способных стать в будущем носителями украинской государственной власти.

Российском, а позже советскому тоталитаризму украинские консерваторы противопоставляли тип европейского либерального консерватизма в контексте украинских национальных благородно-гетманских традиций.

В украинской истории консерватизм оказался в стремлении сохранить родной язык, родную веру, обычаи и обряды, а главное - традиционные формы семейной и общественной жизни. Консервативную идеологию на украинских землях, находившихся в составе Австро-Венгерской и Российской империй, постигла разная судьба. Под давлением реакционной политики царского правительства, с одной стороны, и украинского социального радикализма, с другой, украинским консервативным деятелям не оставалось ничего, кроме перехода на позиции русского реакционного консерватизма (правда, они не теряли чувства своей национальной принадлежности и территориального патриотизма). Галицкий консерватизм на протяжении длительного времени был в центре национального жизни австрийских украинцев. Однако в наибольшей степени это политическое направление в Украине вступил национального содержания после 1917 г., что оказалось не только в идеологической, но и в государственно-политической плоскости.