Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Раздел 9

ПОДГОТОВКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ИЗ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ

 

Потребность в современных знаниях - отличительная черта деловых людей, большинство из которых в современных условиях вынуждена приобретать их без отрыва от производства, обучаясь на краткосрочных бизнес-курсах, иногда очень сомнительных. Основной метод получения бизнес-образования класса предпринимателей, формируется сегодня, - это пока, к сожалению, метод проб и ошибок. Потребность в знаниях должно направляться на формирование не только профессиональных знаний и навыков, но и на чувство социальной ответственности за результаты деятельности.

Учитывая то, что предпринимательство является чрезвычайно сложным и трудным видом человеческой жизнедеятельности, оно требует профессиональной подготовки, которую нельзя рассматривать как просто обучение гражданина в учебном заведении (хоть это и чрезвычайно важно). Оно должно дополняться информационной, консультационной, маркетинговой, научной поддержкой предпринимателя после открытия собственного дела. Следовательно, профессиональная подготовка предпринимателей должна содержать два основных компонента: аудиторное обучение в учебном заведении и информационно-консультативное сопровождение предпринимательства - от составления бизнес-плана до рыночного воплощения.

На сегодня в Украине сформирована разветвленная сеть учреждений, осуществляющих профессиональное обучение предпринимателей. Но большинство из них ориентированы прежде всего на молодежь, с использованием традиционных учебных технологий, в частности таких форм обучения, как лекции и семинары, с привлечением преподавателей, которые не имеют предпринимательского опыта. При этом не учитывается, что подготовка предпринимателей из взрослого населения имеет определенные особенности. Они связаны, во-первых, со спецификой предпринимательской деятельности как типа жизнедеятельности человека; во-вторых, с возрастными различиями участников учебного процесса; в-третьих, с невозможностью длительного обучения, которое, конечно, не может превышать нескольких недель. Изучение зарубежного и лучшего отечественного опыта дает основания считать, что подготовка предпринимателей из взрослого населения в учебных заведениях за краткосрочными учебными программами должна строиться на следующих принципах:

• использование гибких модульных программ, которые постоянно совершенствуются под воздействием обратной связи с успешными предпринимателями, в том числе с выпускниками этого заведения;

• интенсификация учебного процесса за счет использования интерактивных методов обучения, современных информационных и технических средств обучения;

• использование элементов инфраструктуры поддержки предпринимательства (бизнес-инкубаторов, технопарков, учебно-деловых центров и т.д.) для формирования практических навыков будущих предпринимателей;

• привлечение к учебному процессу преподавателей, способных выявить и четко определить потребности в обучении, соотносятся с потребностями соответствующего вида бизнеса и предпринимательства в целом.

И хотя формально подготовку кадров для предпринимательства в Украине осуществляет значительное количество учебных заведений, лишь единицы из них работают по этим принципам.

Высококачественная подготовка предпринимателей невозможна без четкого определения научно обоснованных требований к компетентности граждан, которые решили основать собственное дело или работать в малом бизнесе. Компетентность - понятие разноплановое. С точки зрения традиционного подхода компетентность предпринимателя - это знания и навыки в определенной профессиональной сфере, в частности в сфере экономики, маркетинга, менеджмента и т.п. С другой стороны, компетентность предпринимателя можно рассматривать как относительно самостоятельные профессиональные знания и навыки, расширяют профессиональное поле, на котором могут быть использованы профессиональные способности работника. Компетентность будущих предпринимателей должна охватывать не только профессионально важные качества и навыки, но и социально значимые мотивы поведения, элементы психической регуляции, адаптивность к постоянным изменениям, способность учиться.

Профессиональная компетентность предпринимателя, менеджера малого и среднего бизнеса имеет две составляющие: постоянную базовое, что определяется государственным стандартом на профессиональную подготовку, и переменную, вариативную, что определяется специфическими условиями реализации бизнеса. При этом в условиях жесткой конкуренции на рынке товаров и услуг значение переменной составляющей постоянно увеличивается.

Приведем основные требования к компетентности предпринимателей-менеджеров малого бизнеса.

Предприниматели-менеджеры кроме предприимчивости должны иметь необходимый уровень профессиональной подготовки, эрудиции и культуры, развиты моральные качества, чувство профессиональной чести и социальной ответственности. Они должны иметь организаторские способности, уравновешенную эмоционально-волевую сферу, управленческие навыки, уметь принимать взвешенные решения в условиях ограниченности информации.

Предприниматели - основатели собственной дела, независимо от того, создают ли они юридическое лицо или работают как частные предприниматели, после регистрации приобретают нового юридического статуса, который дает им определенные права и одновременно значительно повышает их ответственность.

До главных профессиональных функций предпринимателя прежде всего нужно отнести умение правильно оценивать ситуацию на рынке в том секторе экономики, в котором развивается его бизнес, определять пути получения необходимых финансовых ресурсов, страхования предпринимательского риска, знать основы упрощенного бухгалтерского учета и отчетности малого предпринимательства.

Предприниматели - учредители малых предприятий должны дополнительно знать прежде всего основы менеджмента малого предпринимательства и менеджмента персонала, маркетинга, бухгалтерского и финансового учета, новые информационные технологии, правила техники безопасности и охраны труда.

Указанные требования должны содержаться в основу проектирования содержания учебных планов и программ по повышению квалификации, организации обучения предпринимателей. В общем полный цикл профессионального обучения предпринимательских кадров предусматривает три этапа.

На первом этапе раскрываются основные понятия базовых предметов; организационно-правовых форм реализации бизнес-идеи; формируется целостное представление о задачах предпринимателя и пути их решения; производится обзор видов деятельности. Отрабатывается стереотип исполнительской дисциплины, осуществляется окончательный отбор кандидатов для подготовки к предпринимательской деятельности и менеджеров сферы бизнеса, в частности осуществляются тестирования.

На втором этапе прежде всего осуществляется дальнейшее формирование понятийной базы в рамках составления бизнес-плана по выбранному виду деятельности, учета и финансов малого (частного) бизнеса, формируются основные качества, достаточные для частного предпринимателя.

На третьем этапе закрепляются знания о понятийную базу и долгосрочное прогнозирование конкретного вида бизнеса; формируются основные знания и умения по бизнес-технологий и менеджмента, стереотип самостоятельности и ответственности.

Определение требований к компетенции специалистов для работы в сфере малого бизнеса дает возможность разработать комплексную модульную программу подготовки начинающих предпринимателей по направлению “Предпринимательство, организация и менеджмент малого и среднего бизнеса”. Такая комплексная программа позволяет использовать единственный банк учебных элементов (модулей) для создания целевых курсов краткосрочной подготовки предпринимателей различной компетенции.

Модули комплексной программы повышение квалификации структурируются в четыре блока: “Общие дисциплины”, “Предпринимательство в рыночных условиях Украины”, “Бухгалтерский учет и финансы субъектов предпринимательской деятельности” , “Менеджмент малого и среднего бизнеса”. Количество модулей комплексной программы может увеличиваться в связи с требованиями к предпринимателям-менеджеров малого и среднего бизнеса.

Учебный план подготовки основателя малого бизнеса - частного предпринимателя “Основы малого предпринимательства” является обязательной частью профессиональной подготовки кадров в предпринимательской деятельности и включает следующие модули:

1. Предпринимательство и предприниматели в Украине.

2. Правовые основы предпринимательской деятельности.

3. Бизнес-планирование в малом предпринимательстве.

4. Основы рыночной экономики.

5. Современный маркетинг малого бизнеса.

6. Эффективное продвижение товаров и услуг.

7. Финансы и кредитование субъектов предпринимательской деятельности.

8. Упрощенные системы налогообложения и учета и отчетности.

9. Информационные (интернет) технологии в малом предпринимательстве.

Этот блок модулей имеет самостоятельное значение для подготовки частных предпринимателей из лиц, которые решили основать собственное дело без создания юридического лица.

Второй блок “Менеджмент малого бизнеса” кроме модулей первого блока дополнительно содержит такие модули:

1. Бухгалтерский и налоговый учет малых предприятий.

2. Торгово-коммерческая деятельность в малом бизнесе.

3. Основы стандартизации и сертификации продукции.

4. Охрана труда на малом предприятии.

5. Основы делопроизводства и офисные технологии.

6. Основы менеджмента.

7. Управление персоналом фирмы.

8. Этика делового общения.

9. Психологические и социальные основы организации деятельности менеджера.

Слушатели, которые успешно освоили учебный материал второго блока модулей, после прохождения стажировки и защиты выпускной работы приобретают компетентности “Предприниматель-менеджер малого бизнеса”, который может основать собственное предприятие. Дополнительные модули комплексной программы включаются в учебные планы подготовки предпринимателей с дополнительной компетентностью.

Поскольку взрослый человек обычно отличается уже сложившимся мировоззрением, характером, привычками, имеет определенную совокупность знаний, умений и навыков, то при обучении предпринимателей нужно придерживаться некоторых условий и правил. Во-первых, каждое занятие должно иметь определенную цель - письменное и четкое определение того, что по окончании обучения слушатель знать или уметь, понимать то, что до этого не мог делать и не знал. Другими словами, его поведение после обучения должно отличаться от того, каким было раньше. Во-вторых, необходимо использовать интерактивные методы, когда слушатель превращается из пассивного в активного участника процесса (работа в группах по 12-15 человек) во время дискуссий, ролевых и деловых игр, тренингов, анализа конкретных ситуаций, выполнение практических упражнений). Интерактивные занятия предоставляют слушателям возможность не только участвовать в обсуждении проблем, но и выработать собственную мнению, ознакомить других со своими взглядами.

После изучения определенного модуля слушатель выполняет практическое задание, связанное с этой проблемой, после чего производится зачет или экзамен.

Практика обучения предпринимательству свидетельствует, что наиболее эффективно указанные учебные технологии реализуются в условиях бизнес-инкубаторов и бизнес-центров. Совместить в себе преимущества этих структур в одном подразделении поможет Учебно-деловой центр подготовки предпринимателей (далее - НДЦ) - уникальная обучающая технология, разработанная по непосредственном участии автора в Институте подготовки кадров государственной службы занятости, которая в течение 2002-2003 гг. внедрена в Киевской городской службе занятости.

НИЦ подготовки предпринимателей - это одновременно и бизнес-школа, бизнес-центр, и агентство по развитию предпринимательства. В процессе обучения в этом центре будущие предприниматели имеют возможность не только освоить теоретические основы предпринимательства, налогообложения, бухучета, менеджмента и маркетинга, но и получить во время практического обучения навыки, необходимые в предпринимательстве.

Целей НИЦ принадлежит:

1. Разработка и апробирование новейших методик и форм профориентации граждан на занятие предпринимательством, их профобучение основ малого и среднего бизнеса, инновационных учебных планов и программ, их экспертная оценка.

2. Обучение взрослых граждан (в том числе безработных) основ предпринимательства со стажировкой в одной из фирм, которая может располагаться в этом помещении.

3. Очный и заочный консалтинг по юридическим, экономическим, маркетинговых, налоговых и других проблем, методическое пособие для начинающих предпринимателей. В варианте заочного консалтинга граждане, в том числе жители других городов и поселков, получат услуги с помощью интернет-технологий (электронной почты).

4. Предоставление отдельным выпускникам, отобранным по конкурсу, возможности разместить свою фирму в помещении НИЦ, оплачивая определенное время, например 1-1,5 года, минимальную арендную плату (но обязать осуществлять на своей базе стажировку слушателей - будущих предпринимателей). После определенного периода это место в НИЦ занимает следующая фирма. Через некоторое время в НИЦ будет 5-7 фирм с различным профилем и направлениями деятельности, что даст возможность дифференцировать обучение будущих предпринимателей с овладением опыта предпринимательства различных отраслей и разных этапов развития фирм - от фирм, которые делают только первые шаги, до фирм, которые будут иметь определенный опыт.

5. Обобщение опыта привлечения граждан (в том числе безработных) к предпринимательству, передовых учебных технологий предпринимательства, его распространением путем направления соответствующих материалов на места - региональным и местным органам государственной власти, подразделениям госпредпринимательства, учебным заведениям, центрам занятости, другим заинтересованным государственным и общественным организациям.

Для усиления практической подготовки предпринимателей-менеджеров предполагается их практическое обучение, которое может иметь три варианты: обычная производственная практика по договору с одной из фирм; стажировка в реальной или имитационной фирме, которая располагается вместе с НИЦ (последняя выполняет роль специальной учебной лаборатории). Каждый из этих вариантов имеет свои преимущества и недостатки.

В рамках производственной практики в обычной фирме достичь цели практического обучения крайне сложно. Потому что, во-первых, слушатели являются “балластом” для предприятия и по-настоящему не подключаются к “живой” работы, а чаще всего выполняют второстепенные задачи; во-вторых, сложно обеспечить профессиональное обучение начинающих предпринимателей последовательно на всех участках предприятия. Конечно такая практика дает представление лишь об отдельных аспектах деятельности фирмы, но не раскрывает всего многообразия ее внутренних связей, взаимодействия с другими фирмами. К тому же далеко не все реально действующие фирмы стремятся открывать свои профессиональные секреты.

Наиболее творческие учебные заведения идут путем создания имитационных или реальных учебных фирм, которые располагаются в одном помещении с НИЦ. Имитация в учебно-тренировочной фирме дает возможность:

• создавать, развивать и обыгрывать различные производственные ситуации;

• предвидеть последствия принятых предпринимательских решений;

• моделировать внутрипроизводственные взаимосвязи между структурами организации и воспроизводить атмосферу делового общения, деловых коммуникаций непосредственно в процессе обучение. Такая технология имеет следующие преимущества перед традиционной:

- приближать к реальности, когда слушатели учатся на собственных ошибках, не нанося ущерб фирме;

- воспитывать у слушателей чувства коллективизма, умение работать в команде вследствие постоянной групповой работы ;

- работать слушателям по ротационной системой, приобретать опыт во всех отделах фирмы, поскольку здесь не существует “секретов фирмы”.

Основными недостатками практического обучение в имитационных фирмах является то, что на их базе сложно научить будущих предпринимателей и менеджеров таких важных вещей, как конкретные средства реализации бизнес-идеи, техника осуществления бухгалтерского и налогового учета. К тому же содержание учебно-тренировочной фирмы очень дорого стоит, а преподавательские кадры, которые имитируют работников фирмы, не всегда имеют необходимую квалификацию.

Практическое обучение предпринимателей-менеджеров на базе реальных учебных фирм, которые работают в реальной среде и реальном режиме времени, имеет все преимущества имитационных (учебно-тренировочных) фирм и лишены большинства их недостатков. Реальная учебная фирма - это юридическое лицо, которое является субъектом предпринимательской деятельности и расположена на площадях учебного заведения, пользуется в своей деятельности определенными элементами материальной базы учебного заведения - компьютерной, копировальной и оргтехникой, мебелью, средствами связи, транспортом и т.д. Реальная фирма, если она имеет в своем составе руководителя, бухгалтера, юриста-консультанта, отделы информационных технологий, рекламы и маркетинга, дает возможность эффективно реализовать программу стажировки. Но созданию и размещению в помещениях учебных заведений отдельных фирм мешает ряд правовых препятствий и неопределенностей, что создает большой риск для руководителей.

В то же время практическое обучение в реальных и имитационных фирмах имеет много общих положительных черт. Речь идет о возможность учебного заведения влиять на фирму, выполнять наиболее эффективные программы стажировки. Эти программы могут включать в себя подготовку учредительных и уставных документов для открытия предприятия, получение лицензий и патентов, регистрацию предприятий, освоение слушателями методов работы с информационно-поисковыми системами, получения кредитов, грантов и займов. Они составляют документы первичного учета, ведомости, платежные документы, знакомятся с возможностями компьютерных программ: бухгалтерия, склад, торговля, X-DOOR”, приобретают практических навыков по технике расчета и уплаты фиксированного и единого налога. Слушатели практически овладевают текстовым процессором WORD и системой электронных таблиц EXCEL, прикладными программами MS OFFICE. Приобретают навыки работы со средствами телекоммуникаций, которые применяют современные бизнес-структуры, в том числе с офисной техникой (копировальные устройства, телефоны-факсы, автономные АТС, системные телефоны и т.п.), по разработке и изготовлению печатных материалов.

Все это дает слушателям возможность подготовить и оформить реальный бизнес-план, который одновременно является письменным выпускной работой.

Таким образом, главным преимуществом имитационных фирм является прежде всего то, что они создают оптимальные условия для достижение цели обучения - формирование у слушателей знаний, умений и навыков на примере работы эталонной организации, создают для будущих предпринимателей условия для свободного принятия решений, не подвергая необоснованному риску реальное предприятие.

Итак, к важнейшим компонентам концепции учебно-деловых центров относятся:

• инновационные модульные учебные планы и программы, которые разрабатываются на основании определения компетентности разных категорий будущих предпринимателей;

привлечение к учебному процессу преподавателей, которые знакомые с практикой предпринимательства, имеют четкое представление о цели каждого занятия могут сформулировать ее письменно;

• интерактивные методы проведения занятий в составе небольших групп;

• предоставление начинающим предпринимателям, выпускникам НИЦ на льготных условиях консультаций по юридическим, экономическим, маркетинговым, налоговым вопросам;

• практическое обучение на базе имитационной или реальной фирмы, которая располагается в помещении НИЦ.

Внедрение инновационных технологий профессионального обучения предпринимательству на базе Учебно-делового центра позволяет значительно повысить качество учебного процесса, о чем свидетельствуют объективные данные, приведенные в табл. 9.1.

В частности, в течение 2002 года закончили обучение в НИЦ 508 безработных граждан, из которых трудоустроено 379 человек, или 74,6 % (349 человек открыли собственное дело). С данных, которые приведены в табл. 9.1, видно, что в среднем уровень трудоустройства выпускников учебных заведений, в которых обучаются безработные, составляет 69,3 %, а среди выпускников НИЦ - 74,6 %. Следовательно, эффективность работы центра по этому показателю превышает среднее значение по городу на 5,3 процентных пунктов. По сравнению с другими учебными заведениями, в которых безработные изучали основы малого предпринимательства, разница в показателях еще выше - 13,6 процентных пунктов (74,6 % против 61,0 %).

 

Таблица 9.1

Сравнение эффективности профессионального обучение безработных в различных учебных заведениях г. Киев, 2002 г.

 

п/п

Показатель

Количество

слушателей

%

Закончили

обучение,

человек

Трудо - устроено, человек

1

Все учебные заведения г. Киева, в которых обучались безработные по направлению центров занятости

4511

3129

69,3

2

Другие учебные заведения г. Киева, в которых безработные изучали основы малого предпринимательства

59

36

61,0

3

Учебно-деловой центр ИПК ГСЗУ по всем программам обучения безработных частности:

508

379

74,6

 

• Организация и управление предприятиями малого и среднего бизнеса (срок обучение 3 мес.)

14

10

71,4

 

• Менеджмент малого бизнеса (срок обучения 1 мес.)

88

66

75,0

 

• Основы малого предпринимательства (срок обучения 0,5 мес.)

406

303

74,6

 

Важность развития малого бизнеса для решения многих социально-экономических проблем, прежде всего занятости населения, особенности исторического пути Украины, современного состояния экономики обусловливают необходимость государственной и общественной поддержки, поддержки малого предпринимательства вообще и среди безработных в частности. На решение этой задачи направлена концепция профессиональной подготовки предпринимателей для малого бизнеса на базе Учебно-деловых центров высших учебных заведений.