СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО - форма регулирования социально-трудовых отношений между социальными субъектами путем разработки и реализации совместных социально-трудовых договоров, программ или соглашений на определенные сроки. Социальное партнерство может быть двусторонним - между предпринимателем и профсоюзами или трехсторонним - между представителями правительства, предпринимателями и профсоюзами. П. с. осуществляется на уровне отдельного предприятия, региона или отрасли в форме заключения договоров. Предмет заключения договоров являются тарифные соглашения, которые оговаривают взаимные обязанности сторон в производственной, трудовой и социальной сферах.
Краеугольным камнем идеологии П. с. является положение о необходимости обеспечения каждого человека определенной совокупностью социальных прав, главными из которых являются: право на труд, оплату труда, участие в разработке процедур распределения доходов и их получение, уровень и качество жизни; участие во владении собственностью предприятия до контрольного пакета акций включительно; участие в управлении предприятием (членство в советах управляющих, различных комиссиях, избирательных советах и т.п.).
Важным принципом П. с. является поддержка и развитие рыночной конкуренции, предотвращения монополизма, недопущения любых попыток установления жесткого контроля со стороны государства, организаций или частных лиц над рынком, его регулированием.
П. с. теоретически обоснованное в концепциях государства всезаг. благодати, народного капитализма, революции в доходах, человеческого капитала, постиндустриального и инф. общества, стадий экон. роста и т.п.
П. с. как устоявшаяся и взвешенная форма регулирования трудовых отношений, сотрудничества различных субъектов деятельности предполагает также и определенную технологию решения проблем этого взаимодействия, которая заключается, в частности, в таких требованиях, как: идентичность - анализ сущности позиций социального партнера относительно возможностей достижения целей деятельности; солидарность как противодействие попыткам личного или корпоративного успеха, недопущения противопоставления одной стороны другой, совместные действия, исходя из общности интересов, требований ситуации и целей сотрудничества; терпимость как атрибутивная требование активной и долговременной совместной деятельности; кооперация как акцентацию, сосредоточение внимания на процессе работы, ее ходе и результатах соответственно понятие солидарности; эмоциональность как противовес технико - рациональному образу действий, которая заключается в том, чтобы укреплять процесс межкорпоративного общения (сострадание, такт, акцентацию, поддержка и т.д.); содействие достижению конкретных договоренностей в отдельных отраслях.
П. с. рассматривается как один из социальных механизмов смягчения социальных последствий рыночных реформ, решения социальных проблем на основе консенсуса, сохранения общественного согласия в обществе.