УРОК № 31
Тема. Контрольная работа № 3. Тестирование
Цель: проверить уровень усвоения учащимися теоретического материала и умение применять знания на практике; развивать у детей логическое мышление; воспитывать у них интерес к русскому языку.
Ожидаемые результаты: учащиеся распознают односоставные предложения, выделяя в них грамматическую основу; различают виды односоставных предложений; распознают неполные предложения, анализируют их структуру, правильно ставят знаки препинания.
Оборудование: тестовые задания.
Тип урока: контроль и коррекция знаний, умений и навыков.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
(Учитель знакомит учащихся с критериями оценивания контрольной работы и проводит инструктаж по выполнению тестовых заданий.)
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
- Выполнение тестовых заданий.
Вариант I
1. Верное утверждение — в строке
√А Односоставные предложения, как и двусоставные, бывают распространенными и нераспространенными.
Б Неполное предложение — это предложение с одним главным членом.
В Назывные предложения по интонации всегда восклицательные.
Г Неполные предложения всегда сложные.
2. Односоставное предложение —
А Не слышны в саду даже шорохи.
Б Дом стоял на пересечении улиц.
√В Люблю тебя, Петра творенье...
Г Одуванчик на полях словно золото.
3. Определенно-личное предложение —
А Капает с крыш.
Б Тело свежести так радо!
В Цыплят по осени считают.
√Г На улицу смотрю через окно.
4. Неопределенно-личное предложение —
А В классе было тихо.
√Б От него ждали чуда.
В Не пером пишут, а умом.
Г О героях поэты слагают оды.
5. Назывное предложение —
√А Пять утра.
Б Спать невозможно.
В Доктор сказал, что карп здоров, его можно есть.
Г Давайте поговорим о чем-нибудь диетическом.
6. Безличное предложение —
√А В доме было жарко.
Б Я хотел пить.
В О будущем думаю легко.
Г Веет нежная прохлада наступающей зимы.
7. Безличное предложение со сказуемым, выраженным инфинитивом,—
А Молчать-то все горазды.
Б Молчи, скрывайся и таи и чувства, и мечты свои.
В Он привык молчать.
√Г Молчать бы Якову.
8. Нераспространенное назывное предложение —
А Зной и тишина повсюду.
Б Шепот, робкое дыхание, трели соловья.
√В Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Г Радость несказанная кругом.
9. Укажите примеры неполных предложений.
А Гамак волны...
√Б Ни травинки, ни кустика на пути.
В Будь добр, не мешай мне.
Г Морозная свежесть.
10. Сложное предложение, в состав которого входит неполное,—
√А Двери настежь у вас, а душа взаперти.
Б Не мучьтесь понапрасну: она ко мне добра.
В Я зла не держу, это вам обещаю, но только вы тоже простите меня!
Г Здесь бы мне и осесть — да шалят тормоза.
11. Неверно поставлено тире в неполном предложении
А Летом светает рано, а зимой — поздно.
Б Одним — беззаботная жизнь, другим — голод.
В Одна сторона реки была освещена, другая — в тени.
√Г У него за душой — ни гроша, ни полушки.
12.Схеме соответствует предложение
А В лесу было сыро.
√Б Постучались в крайнюю избу.
В Шила в мешке не утаишь.
Г Не забудь со мной связаться по телефону.
Вариант II
1. Верное утверждение — в строке
А В неопределенно-личных предложениях сказуемое выражается глаголом в форме 1-го и 2-го лица мн. ч. в настоящем и будущем времени.
Б Сказуемое в безличных предложениях выражается только безличным глаголом.
В Двусоставные предложения выражают законченную мысль, односоставные — незаконченную.
√Г В неполных предложениях тире ставится не всегда.
2. Односоставное предложение —
А Мы пришли домой поздним вечером.
√Б Расскажу о наших впечатлениях от поездки.
В В этот вечер, уходя из дома навсегда, я выключил свет, перекрыл газ и поцеловал кота.
Г Над озером нависли темные тучи.
3. Двусоставное предложение —
А Работаю одиноким литератором.
Б У тебя телефонов моих номера.
В И всю ночь напролет жду гостей дорогих, шевеля кандалами цепочек дверных.
√Г Против катаклизма я использую ведро, таз, кастрюли и другое современное оборудование.
4. Обобщенно-личное предложение —
А Уж как я ему обрадовался!
Б Иной стреляет редко, но попадает метко.
√В Готовь сани летом, а телегу зимой.
Г Пушкин больше других времен года любил осень.
5. Неопределенно-личное предложение —
А Город засыпало снегом.
Б Сегодня солнце палит во всю.
В Я задержался на полчаса.
√Г На веранде дачи пьют чай.
6. Определенно-личное предложение —
А Что так же трогательно-юно, как ваша бешеная рать?
√Б Пью горечь вечеров, ночей и модных сборищ, рыдающей строфы сырую горечь пью.
В Полы подметены, на скатерти — ни крошки...
Г У нас с ней союз.
7. Безличное предложение —
√А В этот час было совсем тихо.
Б Сердит на погоду соседский малыш.
В Все закончилось хорошо.
Г Большую часть пути одолели пешком.
8. Безличное предложение с составным глагольным сказуемым —
А Очень много надо решимости и сил.
Б Меня снова послали поговорить с ним по-мужски.
√В Нужно бежать на работу.
Г Иногда это несложно, просто добавьте побольше укропа.
9. Назывное предложение —
А Степь да степь кругом.
√Б А вот и памятники воинской славы.
В Денег у меня с собой нет.
Г Утро туманное.
10. Неполное предложение —
А Не грусти, не печалься о встрече.
Б Жалкое зрелище.
√В Если он хочет меня видеть, то подождет.
Г От сада веяло свежестью и тишиною.
11. Сложное предложение, в составе которого есть односоставное безличное,—
А Принесет мне ворона швейцарского сыра, у заблудшей овцы надою молока.
Б Дорогой мой, шепни мне сквозь сон по секрету, отчего ты так страшно и тупо устал?
В Все живое на прогулке, и одни старушки дома.
√Г Светло иль грустно — век почти что прожит.
12. Схеме соответствует предложение —
А Выберите себе книгу по вкусу.
Б Вам звонили?
√В Сад, опьяняющий ароматом цветущих садов.
Г Ночью не было мороза.
III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Повторить теоретический материал.
2. Выполнить упражнения: [1] — 136 (письменно); [2] — 267 (письменно).
(Учитель отвечает на вопросы учащихся, возникшие по ходу выполнения тестовых заданий.)