ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
УРОК № 31
Тема. Анализ зрительно-слухового диктанта. Тренировочные упражнения по теме «Тире в неполном предложении»
Цель: проанализировать результаты зрительно-слухового диктанта, обратив внимание на допущенные ошибки; совершенствовать навыки синтаксического разбора простого предложения; развивать осознанное восприятие и воспроизведение услышанного, устную речь, умение определять тему и основную мысль текста, анализировать языковой материал и применять знания на практике; воспитывать культуру общения.
Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал, толковые словари.
ХОД УРОКА
Ученая литература спасает людей от невежества, а изящная — от грубости и пошлости.
Н. Чернышевский
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Анализ диктанта.
2. Работа с учебником.
(Учитель подбирает упражнения в зависимости от характера допущенных ошибок.)
3. Проверка домашнего задания. Проведение мини-дискуссии.
Проблемные вопросы для проведения минидискуссии
1) Докажите одноклассникам фундаментальность своих знаний, умений и навыков по изученной теме, приведите примеры.
2) Определите, насколько расширилось ваше мышление, память, опыт работы со справочной литературой в процессе освоения темы, приведите примеры.
3) Подумайте, какие приобретенные знания и сформированные умения помогут вам в жизни.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Анализ языковых явлений.
— Прочитайте предложения. Какие из них являются неполными?
— Определите, какой член предложения пропущен и уместен ли его пропуск.
— Объясните постановку знаков препинания.
1) Одни вспомнили матерей, другие — детей.
2) Мичурин — наш великий садовод.
3) Над нами низкое хмурое небо.
4) Прогулка по зимнему лесу — большое удовольствие.
5) Весна красна цветами, а осень — плодами.
6) Перед нами озеро.
7) Брат уехал в гости. Обещал вернуться через три дня.
2. Синтаксический разбор предложения.
(Учитель на свое усмотрение предлагает учащимся выполнить разбор одного предложения из предыдущего задания.)
3. Творческое реконструирование.
— Замените там, где это возможно, полные личные предложения неполными; обоснуйте свои действия.
1) Мир освещается солнцем, а человек освещается знаниями.
2) Он давно здесь рыбаком? Он давно здесь рыбаком.
3) Куда же птицы летят? Птицы летят туда, где зимы не бывает.
4) Степь была золотисто-желтая, а небо было ярко-голубое.
5) Я разостлал свою бурку на одной лавке, казак разостлал свою бурку на другой лавке.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Оценивание учебных достижений учащихся.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Повторить теоретический материал по теме «Простое предложение».
2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).
3. Задание достаточного и высокого уровней: составить план лингвистического сообщения по теме «Простое предложение». Подобрать примеры из художественной литературы.