УРОК 31-32
Тема. Современные и традиционные виды художественного труда. Создание орнаментов вышивок, переноса рисунков на ткань
Цель: ознакомить с видами художественного труда; учить создавать орнаменты для вышивок; совершенствовать умения и навыки работы с иглой, тканью; развивать творческое мышление, аккуратность, самостоятельность, художественный вкус; воспитывать любовь к украинским традициям.
Оборудование: украинские рушники, скатерти, иллюстрации с вышиванками, нитки, ткань, ножницы, иголки, наперсток.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Поздравления.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Упорядочение рабочего места.
II. Новый материал
1. Объявление темы и цели урока.
- Посмотрите, как красиво украшен наш класс. Вы принесли много полотенец, скатертей. Видимо, кто-то из вашей семьи - бабушка или мамочка - некоторые вышивали сами. Сегодня темой нашего урока является украинская вышивка.
2. Вступительная беседа.
- Украинская народная вышивка - один из самых распространенных и доступных видов народного художественного творчества. Вышиванка совершенствовалась в течение многих лет и пришла к нам в виде замечательных, разнообразных орнаментов. Они выполнены различными швами с интересным сочетанием цветных нитей.
Создавая орнаменты для вышивки, художники во все времена обращались к природе. Но они не просто копировали ее, а отбирали главное, несколько упрощали.
В народной вышивке наиболее распространенными являются геометрические и растительные орнаменты. Издавна кружочки, квадратики, крестики символизирующих явления природы и живых существ. Например:
Растительные орнаменты создают из стилизованных цветов, листьев, стебелинок. В крупных изделиях (скатертях, панно) вышивают стилизованных зверей, птиц.
Существует такая легенда. Было время, когда от незнакомого болезни умирали дети, а матери, чтобы защитить их от беды, начали вышивать на рукавах, на пазухе рубашек крестики черного и красного цветов, чтобы издалека видеть своего ребенка и тем самым защитить ее.
III. Демонстрация и анализ образца
Учитель демонстрирует образцы орнаментов и предлагает детям на бумаге сделать узоры по собственному замыслу. Затем на специальной сетчатой ткани ученики начинают вышивать крестиком. Сначала шьют стежки, наклонены в одну сторону, а затем, дойдя до края, - стежки, наклонены в другую сторону, образуя крестики. С помощью крестиков можно создавать различные узоры и орнаменты. (Можно купить набор с образцами орнаментов и вышивать по ним.)
IV. Физкультминутка
Встанем, дети, четко в ряд,
Отправимся в сад.
Руки вверх піднімаєм,
Словно яблоки зриваєм.
Соберем много,
Чтобы зимой лакомиться.
V. Практическая работа учащихся
- Какие орнаменты можно создать?
• Дважды родился,
В школе не учился,
А время знает. (Петух)
• Что за гость?
Ножек имеет шесть,
Аж четыре крылышка имеет,
По цветочках себе летает,
Не пчела, не джмелик.
Зовется он... (бабочка).
• Не сани, не виз, а едет без колес. (Лодка)
2. Самостоятельная работа учеников.
VI. Выставка и оценивание работ
Изготовление вышиванки рассчитано на два урока. На первом уроке дети создают орнамент на бумаге, переносят его на ткань, а на втором - вышивают. Поэтому целесообразно провести выставку и оценивания работ на втором уроке.
VII. Итог урока
- Чему научились на уроке?
- Что такое вышиванка?
- Какие орнаменты создавали украинские женщины?