Уроки трудового обучения
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ 3 КЛАСС
Разработки уроков

УРОК 31-32

Тема. Современные и традиционные виды художественного труда. Создание орнаментов вышивок, переноса рисунков на ткань

 

Цель: ознакомить с видами художественного труда; учить создавать орнаменты для вышивок; совершенствовать умения и навыки работы с иглой, тканью; развивать творческое мышление, аккуратность, самостоятельность, художественный вкус; воспитывать любовь к украинским традициям.

Оборудование: украинские рушники, скатерти, иллюстрации с вышиванками, нитки, ткань, ножницы, иголки, наперсток.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Поздравления.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Упорядочение рабочего места.

 

II. Новый материал

1. Объявление темы и цели урока.

- Посмотрите, как красиво украшен наш класс. Вы принесли много полотенец, скатертей. Видимо, кто-то из вашей семьи - бабушка или мамочка - некоторые вышивали сами. Сегодня темой нашего урока является украинская вышивка.

2. Вступительная беседа.

- Украинская народная вышивка - один из самых распространенных и доступных видов народного художественного творчества. Вышиванка совершенствовалась в течение многих лет и пришла к нам в виде замечательных, разнообразных орнаментов. Они выполнены различными швами с интересным сочетанием цветных нитей.

Создавая орнаменты для вышивки, художники во все времена обращались к природе. Но они не просто копировали ее, а отбирали главное, несколько упрощали.

В народной вышивке наиболее распространенными являются геометрические и растительные орнаменты. Издавна кружочки, квадратики, крестики символизирующих явления природы и живых существ. Например:

Растительные орнаменты создают из стилизованных цветов, листьев, стебелинок. В крупных изделиях (скатертях, панно) вышивают стилизованных зверей, птиц.

Существует такая легенда. Было время, когда от незнакомого болезни умирали дети, а матери, чтобы защитить их от беды, начали вышивать на рукавах, на пазухе рубашек крестики черного и красного цветов, чтобы издалека видеть своего ребенка и тем самым защитить ее.

 

III. Демонстрация и анализ образца

Учитель демонстрирует образцы орнаментов и предлагает детям на бумаге сделать узоры по собственному замыслу. Затем на специальной сетчатой ткани ученики начинают вышивать крестиком. Сначала шьют стежки, наклонены в одну сторону, а затем, дойдя до края, - стежки, наклонены в другую сторону, образуя крестики. С помощью крестиков можно создавать различные узоры и орнаменты. (Можно купить набор с образцами орнаментов и вышивать по ним.)

 

IV. Физкультминутка

Встанем, дети, четко в ряд,

Отправимся в сад.

Руки вверх піднімаєм,

Словно яблоки зриваєм.

Соберем много,

Чтобы зимой лакомиться.

 

V. Практическая работа учащихся

- Какие орнаменты можно создать?

• Дважды родился,

В школе не учился,

А время знает. (Петух)

 

 

• Что за гость?

Ножек имеет шесть,

Аж четыре крылышка имеет,

По цветочках себе летает,

Не пчела, не джмелик.

Зовется он... (бабочка).

 

 

• Не сани, не виз, а едет без колес. (Лодка)

 

image104

 

2. Самостоятельная работа учеников.

 

VI. Выставка и оценивание работ

Изготовление вышиванки рассчитано на два урока. На первом уроке дети создают орнамент на бумаге, переносят его на ткань, а на втором - вышивают. Поэтому целесообразно провести выставку и оценивания работ на втором уроке.

 

VII. Итог урока

- Чему научились на уроке?

- Что такое вышиванка?

- Какие орнаменты создавали украинские женщины?