Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Естествознание - разработки уроков уроков

ТЕМА 4. БИОСФЕРА - САМАЯ БОЛЬШАЯ ЖИВАЯ СИСТЕМА

 

УРОК 28

ТЕМА. ЧЕЛОВЕК И БИОСФЕРА

 

Цель урока: обучающая - раскрыть суть и последствия негативного влияния человека на биосферу, подчеркнуть взаимосвязь человека и биосферы, подвести школьников к мысли о необходимости охраны биосферы; развивающая - развивать экологическое мышление, раскрыть возможные безопасные пути взаимодействия человека и биосферы; воспитательная - воспитывать любовь к природы, ответственность перед более слабыми существами.

Основные понятия: двоякий характер, парниковый эффект.

Методы урока: словесный (беседа), наглядный (работа с таблицами и рисунками).

Оборудование: физическая карта полушарий, таблицы и рисунки к теме «Биосфера».

Тип урока: усвоение новых знаний.

Межпредметные связи: биология (7 класс), география материков и океанов (7 класс), всемирная история (11 класс).

Структура урока

И. Проверка домашнего задания

II. Сообщение темы, цели и задач урока

III. Актуализация опорных знаний учащихся, их предшествующего опыта

IV. Изложение основного материала

1. Примеры положительного влияния человека на биосферу.

2. Примеры негативного влияния человека на биосферу.

3. Акция «Час Земли».

V. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание

 

Ход урока

I. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

- Вопросы и задания к ученикам

1. Составьте круговорот веществ и энергии, соединив между собой такие организмы: грибы опята, дуб, белка, бактерии, куница, дождевой червь. (Это задание ученик выполняет письменно на доске).

Дополнительный вопрос: Как называют самую большую экосистему на Земле?

2. Дайте определение биосферы. Которое значение для биосферы имеет озоновый экран?

Дополнительный вопрос: Почему дождевого червя называют « королем биосферы»?

3. Охарактеризуйте пределы биосферы. Чем объясняется существование пределов в биосфере?

Дополнительный вопрос: Кто и когда разработал учение о биосфере?

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ, ИХ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕГО ОПЫТА

Влияние человека на биосферу к началу XX в. был незначительным.

- Почему он вырос в XX в.? (Потому что увеличилось количество населения Земли и возросли технические возможности людей.)

На сегодня хозяйственную деятельность людей по силе воздействия на природу можно приравнять к природным процессам планетарного масштаба (вроде мирового круговорота воды). На Земле почти не осталось уголков биосферы, которые бы не подверглись влиянию человека.

- Задания в рабочей тетради

IV. ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

- Слово учителя

Влияние человека на биосферу имеет двоякий характер. Что это означает?

Существуют как отрицательные примеры влияния человека на биосферу, так и положительные.

Сложность заключается в том, что природа как будто мстит за каждую победу над ней и за первыми положительными результатам, на которые рассчитывал человек, выдает ей вторые и третьи результаты, которых она не предполагала и которые зачастую перечеркивают первые положительные результаты.

1. Примеры положительного влияния человека на биосферу

1). Расселение в районы бывшего пребывания и на другие материки растений и животных.

Первый пример двояких результатов воздействия человека на природу такой. В 1859 году колонисты привезли в Австралию 24 кролики (5 кроликов съедают столько корма, сколько нужно одной взрослой овцы). Уже через несколько лет от бесконтрольного размножения они стали «объедать» овец и кое-где полностью уничтожили травянистый покров. Дело в потому, что в Австралии у кроликов не было врагов-хищников, которые охотой регулируют численность этого вида в экосистемах других материков. Лишь в 1950 году с помощью рискованных мероприятий (распространение вируса одной из болезней кроликов) удалось решить «кроличью проблему».

2). Заповедование территорий. Об этом более подробный разговор будет вестись через урок, в конце изучения темы «Биосфера».

3). Лесоразведения.

2. Примеры негативного влияния человека на биосферу

1). Загрязнение атмосферы, гидросферы и почвы.

- Чем загрязняется почва? (Ядохимикатами и минеральными удобрениями, которые вносят в почву в слишком большом количестве.)

2). С 1986 года начали открыто говорить еще о один вид загрязнения.

- Какой? (О радиационном.)

- Каким образом радиационные элементы попадают в организмы растений и животных? (С водой, воздухом и растительным массой.)

3). Тепловое загрязнение. Углекислый газ и некоторые другие газы, которые в результате хозяйственной деятельности человека попадают в атмосферу, вызывающих так называемый «парниковый эффект».

Парник, в отличие от теплицы, не имеет искусственного подогрева. Парник - это участок почвы, накрытая застекленными рамами или полиэтиленовой пленкой. Стекло или пленка не пропускают тепло, что идет от земли, в атмосферу и, задерживая его, способствуют повышению температуры воздуха внутри парника.

Подобным образом «работает» и углекислый газ задерживает атмосферное тепло, не выпуская его в космос. Повышение теплового фона, т.е. повышение температуры воздуха по сравнению с соседними территориями, наблюдается в крупных городах и вблизи от промышленных предприятий.

4). Шум как нарушитель среды проживания.

- Какая часть биосферы мгновенно реагирует на непривычный звук: растения или животные? (Животные.)

5). В результате добычи полезных ископаемых, строительства и распашка почвы немало экосистем исчезли навсегда. Как видим, человеческая деятельность приводит к прямому уничтожению территории существования отдельных видов.

- Почему необходимо международное сотрудничество в деле охраны биосферы? (Во-первых, много природных объектов (реки, леса, моря) и их обитателей находятся на территории нескольких государств. Во-вторых, благодаря круговорота воды и веществ влияние на один район Земли не изредка вызывает планетарные результаты.)

- Задания в рабочей тетради

3. Акция «Час Земли»

В 2007 году в городе Сидней (Австралия) была впервые предложена и проведена акция, смысл которой заключался в одновременной по местному времени отказу от использования электроэнергии в течение одного часа. Во время этой акции в 2007 году 2,5 млн. домов Австралии погрузились в темноту на один час.

В 2008 году австралийскую акцию поддержали на других материках.

В 2010 году в ней приняли участие 125 стран мира, в частности и Украина. На 60 минут была отключена подсветка на таких известных архитектурных и исторических объектах, как Эйфелева башня в Париже, статуя Христа Спасителя в Рио-де-Жанейро (Бразилия), Бранденбургские ворота в Берлине (Германия), египетские пирамиды и т.д.

Вопрос присоединения отдельных граждан к этой акции является добровольным решением. В случае отказа на один час от такого блага цивилизации, как электроэнергия, предлагается устроить прогулку по ночному городу, пикник при свете звезд или ужин дома при свечах. Главное - задуматься о нашей матери-Земле, о ее проблемах и охране окружающей среды.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

- Почему влияние первобытного человека на природу было незначительным? (Потому что людей было немного и они использовали простые механизмы.)

- Почему вмешательство человека в биосферу в одном районе Земли может вызвать изменения условий существования организмов в другом месте? (Потому что биосфера - целостная экосистема. Ее части связаны кругооборотом веществ и энергии.)

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАЧА

Дать ответы на вопросы после параграфа.

- Задания в рабочей тетради

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Биология и этика

История человечества - это история использование и преобразование благ, которые производит окружающий мир. Растениям и животным люди обязаны едой и одеждой, из недр Земли они добывают руду и топливо, получая от природы то, что необходимо для жизни. Однако в мире все взаимосвязано, и прогресс цивилизации оплаченный значительными естественными потерями: мрачные пустыри заступают тенистые леса, пустыни «атакуют» поля, отравлен множество рек и озер, исчезли сотни видов растений и животных.

Казалось бы, что изменится в жизни человека, если исчезнет венценосный журавль или белый медведь? Какое вообще место человека среди других существ? Какие ее права и обязанности перед природой? Именно из таких вопросов и родилась биоэтика (от греч. bios - жизнь и etos - обычай, правило) - учение о нравственном отношении человека ко всему живому.

«Человек - венец природы». Надменные слова... Но ведь они означают, что человек считает себя единственным важным существом на Земли и противостоит всем другим ее обитателям. Такая установка заранее определяет: никто и ничто, кроме человека, не имеет самостоятельной ценности, прав, чувств и желаний. А если и имеет, то эта проблема в коем случае не должна беспокоить людей.

Идею исключительности человеческого рода, его «законного» права на все блага Земли в общем виде сформулировал еще греческий философ Ксенофонт (430-355 или 354 г. до н. э.), а в XIII в. она была оформлена в богословских трудах средневекового философа Фомы Аквинского. Эта система взглядов получила название антропоцентризм (от греч. antropos - человек и kentron - центр, сосредоточение) и до сих пор определяет мировоззрение большинству людей, особенно в западных странах.

Однако история человечества знает и другие примеры. В ранних цивилизациях человек признавала единство мира и происхождения всего живого. Племена носили имена зверей и птиц, от которых, согласно взглядами древних людей, они вели свой род. Убивая на охоте оленя или антилопу, первобытные люди с помощью особых обрядов просили в их душ прощение за вынужденное злодеяние.

Во многих странах Востока и до сих пор люди, которые исповедуют такие религии, как индуизм, буддизм и джайнизм, верят, что после смерти человека его душа может переселяться в тело зверя, птицы,

насекомые. Основой морали здесь есть принцип: не наносить вред животному. В Библии или Коране, главных книгах христиан и мусульман, тоже есть призывы к милосердию и уважительному отношению к всех живых существ.

В XX в. человечество стало постепенно возвращаться древняя мудрость, подкрепленная современными научными знаниями. Чем больше человек узнает о животных, тем быстрее разрушается представление о барьер, который отделяет человечество от других биологических видов. Одновременно с этим тает миф об исключительности человека, его уникальную ценность и безоговорочные права на все блага мира. На смену антропоцентризму приходит біоцентризм (от греч. bios - жизнь и kentron - центр), что признает равные права на существование всего живого.

В 60-х годах XX в. несколько философов - выпускников Оксфорда, одного из самых известных университетов Великобритании, впервые выдвинули идею прав животных, что возмутило многих. Но укоренилось, казалось бы, очевидная вещь: животные имеют права вследствие их самостоятельной ценности (независимой от заинтересованности в них человека). Поэтому к ним нельзя относиться как к средствам удовлетворения человеческих потребностей. Какое бы не было место человека на Земле, нельзя считать, что все остальное существует только для ее пользы.

Лишь в начале XX в. появились законы о защите животных от жестокости людей. Первый такой документ был принятый в Великобритании, так же появилось первое в мире общество защиты животных.

До сих пор продолжаются эксперименты над животные. Только в США вследствие них ежегодно погибает 65-100 млн. невинных существ. Возможно, без этих опытов человечество гораздо меньше знало бы о природе, не научилось бороться со многими болезнями, не создало бы многих современных лекарств. Но всегда ли необходимы такие жертвы?

Отношение ко всем живым существам, а не только до человека - это область нравственности. Долг человека - защищать все живет. Эту мысль высказал в начале XX в. выдающийся философ-гуманист и врач Альберт Швейцер (1875-1965). В 1913 году на вершине своей карьеры он оставил работу в немецкой клинике и уехал из Германии в экваториальную Африку, где прожил много лет. Там он создал больницу для африканцев и посвятил свое жизнь спасению их от недугов. В больнице, которую построил Швейцер в Африке, находили приют не только люди, но и больные животные: лань, обезьяна, пеликан. Биография врача - это история подвига во имя страждущего человечества. В 1952 году ему была присуждена почетная Нобелевская премия мира.

В шотландском городе Эдинбурге стоит небольшой чугунный памятник: маленький, в натуральную величину пес, поднятый на широкую колонну. Надпись гласит: «Верному Бобби». Собаку подобрал на улицы полицейский, три года они прожили вместе, а когда хозяин умер, Бобби 14 лет жил у его могилы на монастырском дворе. Каждый вечер пес возвращался на свой пост. После смерти Бобби пораженные такой преданностью горожане поставили памятник верному псу.