И СЕМЕСТР
РАЗДЕЛ III
Географическая оболочка и ее составляющие
Тема 1. Литосфера
Урок 30. Изменение гор и равнин под воздействием внутренних и внешних процессов
Практическая работа № 6. Установление взаимосвязей между строением земной коры и формами рельефа, определение их геологического времени
Цель: закрепить знания учащихся о влиянии внешних и внутренних процессов на основные формы рельефа; формировать у учащихся чувство рачительного хозяина Земли; систематизировать и повторить знания, полученные во время изучения темы «Литосфера»; совершенствовать практические умения работать с картами атласа, учебником, применять на практике приобретенные знания.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: атласы, учебник, контурные карты, карточки «Изменение гор», геохронологическая таблица.
Ход УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков
• Какие силы называют внутренними?
• Какие формы рельефа они формируют?
• Какие силы Земли называют внешними?
• Что такое выветривание?
• Какие виды выветривания вы знаете?
• Как влияют текучие воды на рельеф?
• Назвать основные и мелкие формы рельефа.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Рельеф Земли не всегда был таким, каким мы видим его сейчас, он меняется, как именно - мы сегодня и выясним.
IV. Изучение нового материала
Каждый участок земной поверхности одновременно подвергается воздействию внешних и внутренних сил Земли. Эти силы продолжают превращать уже существующие формы рельефа.
Так, горные системы продолжают расти, изменяться под влиянием внутренних сил.
Беседа
• Назвать внутренние силы.
• Какие вы знаете литосферные плиты?
• Рассказать о движение литосферных плит.
• Как должны двигаться литосферные плиты, чтобы образовались горы? В местах проявлений складчатости простираются горы. Географический практикум
Сопоставить карту строения земной коры с физической картой и геохронологической таблицей. Заполнить таблицу по образцу.
Участки земной коры |
Формы рельефа |
Время образования |
Область складчатости |
Горы Гималаи |
Альпийская складчатость (кайназойська эра) |
Область складчатости |
Горы Анды |
|
Беседа
• Какие силы относятся к внешним?
• Какую работу выполняют реки?
• Как образуются овраги?
• Как овраги могут влиять на хозяйственную деятельность людей?
• Какие формы рельефа образуются в результате деятельности ветра?
Формирование рельефа тесно связано со строением земной коры.
Беседа
• Дать характеристику земной коре.
• Из каких слоев состоит земная кора?
Древнейшими участками земной коры являются платформы (от фр. - плоский). Древние платформы малоподвижны, не испытывают складчатых движений. Выделяют Африканско-Аравийской, Австралийскую, Антарктическую, Североамериканскую, Восточноевропейскую и другие платформы.
Работа с рисунком учебника
Платформы имеют двухэтажное строение. Первый этаж - фундамент - твердый, образован преимущественно магматическими и метаморфическими породами. Второй этаж рыхлый, состоит осадочными породами. На платформах преобладают равнины. В отдельных местах фундамент выходит на поверхность. Такие участки называются щитами. Отдельные участки покрыты большой толщей осадочных пород - это плиты.
Географический практикум
Сопоставить карту строения земной коры, физическую карту и геохронологическая таблица. Заполнить таблицу по образцу.
Участки земной коры |
Форма рельефа |
Время образования |
Восточноевропейская платформа |
Восточноевропейская северная |
Фундамент - в докембрии (архейская, протерозойская эры) |
Североамериканская платформа |
|
|
Сибирская платформа |
|
|
Вопрос. Возможны ли землетрясения в пределах равнин?
V. Закрепление новых знаний, умений, навыков
1. Игра «Знатоки»
На доске записано: 8 848 м, 11 022 м, 1 545 м, 2 061 м. Расшифровать числа.
2. Беседа
• Каким тектоническим структурам соответствуют равнины?
• Где размещаются горы?
• Что такое платформа?
• Назовите известные вам платформы.
• Что такое плита, щит?
VI. Итог работы
VII. Домашнее задание
• Проработать соответствующий параграф в учебнике.
• Подготовить сообщение о уникальные формы рельефа.