Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКАЯ РЕЧЬ. ПОДГОТОВКА К ВНО
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Виды сложных предложений

Задачи и упражнения для самоконтроля

1. Сопоставьте предложения, объясните общие и отличительные их черты.

1. Добро и красота будут жить вечно. 2. Я верю, что добро и красота будут жить вечно. 3. Я верю: добро и красота будут жить вечно. 4. Красота бессмертна, и добро будет жить вечно.

2. Выпишите из представленных предложений сложные, определите грамматические основы, количество частей. Объясните художественно-выразительные средства поэтического языка.

1. Не вернут казаки из похода, Не заиграют трубы на заре... Будут век стоять возле брода Поседевшие ивы-матери. 2. Я хотел бы, как ты, прожить, чтобы не тлеть, а всегда горіть... 3. Я для тебя горел, Украинский народ, Только, видимо, Не очень ярко горел. 4. Обижайся на меня как хочешь, и презрением убей меня - Все равно я люблю твои глаза и волосы твое грустное. 5. Когда бы я стал в Бога верит, То Бог на тебя похожим был. 6. И будешь ты в каждом дыхании, и будешь ты навеки при мне Гасит звезды глазами на рассвете, Жжет меня в безжалостном огне. 7. О жестокая! Счастье хоть каплю В душу мою измученную масличной - Полюби и измени через минуту, хоть на минуту полюби! (С тв. В. Симоненко)

3. Среди представленных предложений найдите сложносочиненные, аргументируйте решение.

1. Последний снег обреченно белев, Ручеек первый жебонів в тишине, И торжественный клекот журавлей Стоял до утра в звездному возвышении. 2. И веет с луга грустью голубым, И лист упал, И это уже - навеки. 3. На экране синего окна ночь цветет голубыми звездами (С то. М. Лукива). 4. Хлеб и соль для друга и брата, а для ката - гром (Б. Коломиец). 5. То солнце улыбнется нам сквозь тучи, то дождик обильно землю полива (Г. Чубач). 6. Еще молоко на губах не обсохло, а он жениться надумал (Народное творчество).

4. Среди приведенных предложений найдите такие, в которых между сурядними предложениями запятая не ставится. Назовите все пунктограми.

1. Где-то возле оврагов синеет безводный полынь или кустится пахучий чабрец (Г. Стельмах). 2. В лесу отзываются соловьиное пение и все голоса весенней ночи. 3. Мавка, очарована, тихо колышется, улыбается, а в глазах какая-то тоска аж до слез... 4. По белым снах рожевії понятия легенькие, вышивали кружева, и мечты ткались золото-голубые, спокойные, тихие, не такие, как летние... 5. Роняла слезы дрібнії, собирала в кружки срібнії... 6. Как сладко играет, как глубоко режет, рассекает белые грудь, сердечко вынимает (3 тв. Леси Украинки).

5. Определите среди приведенных сложные предложения с придаточными з'ясувальними, объясните знаки препинания.

1. О нас думают, исходя из того, что мы делаем, имеем вид, что мы говорим и как мы это говорим. 2. Греческий философ Гераклит сказал своим ученикам, что все меняется, кроме закона изменений. 3. Ощущение собственной значимости является одной из тех черт, которая отличает человека от животного. 4. Единственный способ на земле повлиять на другого человека - это говорить о том, чего она хочет, и научить его, как получить желаемое. 5. Если вы хотите иметь единомышленников, относитесь с сочувственно к мыслям и желаниям других. 6. Никогда не говорите человеку, что он ошибается. 7. Делайте так, чтобы то, на что вы направляете людей, казалось им несложным. (По Д. Карнеги)

6. Переведите текст на украинском языке. Объясните знаки препинания в сложных предложениях с придаточными признаковыми и з'ясувальними.

У большинства из нас довольно высокое мнение о своей личности, какой и является сейчас. Но через сорок лет, возможно, будем смеяться над тем, какие мы сейчас. Элберт Хаббард сказал: «Каждый человек хотя бы в течение пяти минут в день бывает набитым дураком. Мудрость состоит в том, чтобы не превышать этот предел. Зачем ждать, чтобы враги критиковали нас или нашу деятельность? Давайте станем для себя самым суровым критиком» (ЗаД. Карнеги).

7. Охарактеризуйте сложные предложения с придаточными места и времени, объясните пунктограми.

1. Где кровь текла козацкая, трава зеленеет (Т. Шевченко). 2. Лесе Украинке было тринадцать лет, когда она напечатала в журнале свой первый поэтический сочинение (3 журнала). 3. Хмельницкий восстанавливает украинский политический организм там, где он давно перестал существовать, создает мощное высокоорганизованное войско. 4. В то время, когда большинство массовых восстаний в Европе Нового времени потерпели поражение, Большое Украинское восстание 1648 г. победило (3 тв. О. Субтельного). 5. А он вспоминает деревню, в садике налитые солнцем сливы, там, где детство протекло. 6. Туда, на залитую огнем Украину, летит мое сердце, летит (С тв. В. Сосюры).

8. Найдите сложные предложения с придаточными образа действия, степени, сравнения.

1. Зло ничего не дает, кроме зла. Умей прощать, как прощает мать. За добро добром спеши воздать - мудрость всегда была доброй (Г. Луков). 2. Пусть воспоминания несутся по ветру, словно голубые лепестки (Г. Рыльский). 3. И светлость звуков, как роса на земле. И синяя тень, словно тон виолончели (Г. Бажан). 4. Ненависть воюющих была такой большой, бесчисленные массы обоих сторон так страстно жаждали гибели друг другу, убитых было так много, что смерть порой будто отказывалась принимать погибших (О. Довженко). 5. На плесе вода такая темная, как будто на черном камне настоянная (Г. Стельмах).

9. Среди представленных предложений найдите сложные с придаточными причины.

1. Вытри пот соленый со лба И трудись, забыв про усталость, Потому что человек ценится по тому, она сделала, что могла. 2. Приезжайте почаще домой, Чтобы не мучила совесть спустя. Потому что не вечны ни отец, ни мать, Завтра можете их не застать. 3. Суть дружбы есть самопожертвование, потому и нелегко другом буть (3 тв. М. Лукива). 4. Что ты любишь меня и жалуєш, от того и я такая веселенькая (Г. Квитка-Основьяненко).

10. Допишите пропущенную часть сложного предложения по подрядным цели.

1. Чтобы рыбу есть... (надо в воду лезть). 2. Чтобы получить настоящую независимость.... 3. Для того чтобы тебя уважали.... 4. Чтобы быть закаленной человеком, следует.... 5. Чтобы стать учителем, необходимо... .

11. Среди представленных предложений найдите сложные с подрядными допустовими. Объясните их стилистические особенности.

1. И куда бы не возвращался мой путь, В какой бы не был дали, Сердцем я в лугах и степях - На Украине, на милой Украине. 2. Рубиновые грозди отягощают ветви Колышет калину малиновый ветер. 3. Такую тебя запомнил, Такую тебя люблю и сейчас, Даром, что морщины время положил И притуманив глаза синие (С тв. М. Лукива). 4. В какие бы края не водили меня бесконечные дороги - отовсюду манил и звал к себе ласковый голос Роси - реки моего детства, милого и далекого (Г. Серая). 5. Хоть мы себе брать, но наши карманы не сестры. 6. Хоть буду лежать на дне, и в глаза плюватиму (Народное творчество).

12. Начертите модели сложноподчиненных предложения, определите типы придаточных.

1. А через год умерла вдова. Осталась хата и участок огорода, И на могиле - цветы и трава, И честь, которую не предала солдатка. 2. Как будто тело без души, Дом, где нет женщины. 3. Она меня навещает щоніч, Как не хитри - ничего не скрыть. Стоит за шаг и не отводит глаз, и не поймешь, Отечество то ли мать (3 тв. М. Лукива). 4. А этот по ночам все шипит и свищет, хоть уже перетворивсь на порошок: - Чего могила в соседа выше и гроб длиннее на вершок?.. (В. Симоненко).

13. Найдите сложные предложения с придаточными условными.

1. Когда есть к чему жагота, то кипит в руках работа. 2. Как будешь с правдой кохаться, то не будешь господином зваться. 3. Когда дышать все люди, то ветер будет. 4. Бессмысленно управлять другими, если не умеешь управлять собой. 5. Если бы не было «если бы», то каждый был бы совершенен. 6. Тогда цену ему знаешь, как его теряешь. 7. Кто хоть один раз крадет, тот навсегда становится вором. 8. Побить, то и абы-кто найдется, вот другое дело - пожаліть (Народное творчество).

14. Найдите сложноподчиненные предложения с подрядными следственными и придаточными цели. Обоснуйте решение.

1. Я воскрес, чтобы с вами жить Под неистовством весенних ливней. 2. И хочется быть сильным, И хочется так любит, чтобы даже камни безразлично Захотело ожить и жить! С. И наша юность будет пусть такой, Чтобы ей никто не завидовать не мог! 4. Вынес край мой жестокую муку, Чтобы сегодня ожил твой край. 5. Мир согрел своей любовью, Перемерил пути вековые, Чтобы никогда ландыша кровью Не рыдали нигде в траве (С тв. В. Симоненко). 6. Луна, поднимаясь вверх, ныряет в загустілу облако так, что виднеется лишь серебряный край (Г. Стельмах). 7. Листья рябины из зеленого стало желтым, так что его трудно было отличить от ягод (В. Гжицкий).

15. Выпишите предложения с супідрядністю, а потом-с последовательной підрядністю. Объясните все пунктограми.

1. Ни перед кем не станешь спину гнуть,

Не віддасися врагу в ясу,

Если ты смог, товарищ,

понять своего народу величие и красоту.

2. Кто тебя любовью обворует,

Кто твои заботы минует,

Пусть того земное притяжение предаст

И с проклятием безвестность проглотит.

3. Как хорошее радоваться без причины,

Когда на город сумрак опада,

И слышится, как тихо, непрерывно

Журчит в стоки весенняя вода.

4. Ты не можешь меня наказать

Молниями из-под милых бровей,

Потому что тебя я навеки потерял

Еще до того, как впервые встретил

(3 тв. В. Симоненко).

16. Найдите бессоюзные сложные предложения, объясните знаки препинания.

1. Гляди, не забудь: человеком будь! 2. Не всякая тропинка без спорыша, не у каждого человека добрая душа. 3. Век прожить - не поле перейти. 4. Ребята бьются черт знает за что: хоть красивая, и лентяйка. 5. Родной матери словечко - как летнее солнце: ибо хотя и есть на свете хмарненько, а все-таки от него тепленько. 6. Закинь обратно - впереди найдешь. 7. Есть - слово, как мед сладкое; нет - слово, как полынь горькое. 8. Земля наша мать: всех уравняет и помирит (Нар. творчество).

17. Объясните знаки препинания в безсполучниковому сложном предложении.

1. Здесь, за домом на солнце, росли вишни вдоль деревянной ограды, за ними купчилися кусты малины и смородины. 2. Зима присыпали землю пушистым снегом, дубы-великаны позодягалися в серо-золотые кожухи, березы стоят непогасними свечами, стволы грабов черные, ...гроздья калины мерцают рубиновой кровью, снегири жаристо цветут на кустах, сияет сосновая хвоя, ветер дышит хлестким морозцем (3 тв. Есть. Гуцало). С. В ново построенный дом прежде всего вносят иконы и вешают их в красном углу; под ними, на углу, ставят дежу; на стол кладут хлеб с солью (Г. Вулашев). 4. Приметы ясной сухой погоды: ночью было тихо, утром поднялся ветер, днем он усилился, в вечер стих (Нар. приметы). 5. Никто не знает: только баба и вся община, только сыч и сова, и людей полсела! 6. Меньше говори - больше услышишь (Народное творчество).

18. Начертите модели безсполучникових сложных предложений. Объясните смысловые отношения между частями.

1. А может, в этом и моя смелость: Курить сердце в метели снежной, купать душу в холодной сливе. 2. На желтом цветке несколько капель - Ясное вино на золотавім лезвии (3 тв. О. Телиги). 3. Звенит в звездах небо чистое, Пылает синим льдом путь (Д. Павлычко). 4. Какая же хмельная отрада - Идти навстречу дням и знать: Пройдет печаль и знада, Стрижкой ляжет сенокос (Ю. Клен). 5. Станем любить жизнь, топчет зеленый ряст. Всем живым уміймо дорожить И помнить: живем лишь раз, во второй Раз нам на этой земли - не жить. 6. Лепесток каждая полная музыки: Цветет сад. 7. Матери переходят в память - Не оставляют по смерти нас (3 тв. М. Лукива).

19. Перестройте предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные конструкции.

1. Он понял, что жизнь дается лишь один раз и дважды молодым не быть. 2. Золотіє вечерняя тополь, И странным светом горят небеса, Покатилась звезда, словно слеза, В ладони пшеничного поля. 3. Доброта - это словно руки мамы, на которых держится жизнь (3 тв. М. Лукива). 4. Если раньше встанешь, тем больше дел сделаешь. 5. Наука учит много, а жизнь - еще больше. 6. Нашла коса на камень, потому что коса не выдаст, а камень не подастся! (Народное творчество)

20. Найдите сложные предложения с различными видами связи, объясните знаки препинания.

1. Моя осенняя тоска, ласковая и нежная, Сквозь серебро потухших вечеров плывет, Как лебедь белоснежный, В печали тихом заброшенных прудов (Ю. Клен).

2. Не Лев, а Дева - наш исконный знак. Не гнев, а нежность - наша вечная сила (О. Телига). 3. Оно имело жесткие черты возле уст и возле глаз - такое лицо, нарисовал бы старинный художник на дубовой доске, изображая Богоматерь или святой; мамина голова как раз закрывала солнце, и его лучи, искрясь в розмаяних черных косах и вращая их на яркие, такие прозрачные серебряные волоконца, создавало вокруг маминой головы мерцающий нимб (Есть. Гуцало). 4. А встанет солнце из огнистих плесов, Зальет землю лучи утренний, И звезды вниз спустятся с небес И на людей обернутся опять (Г. Луков). 5. Она улыбнулась, красивая и седая, как судьба, Махнула рукой - взлетели ввысь полотенца. «Оставайтесь счастливы!» - и стала задумчивым полем На целую планету, на все поколения и века (Б. Олейник).

21. Объясните знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

1. Безусловной чертой психического уклада украинца есть емоціоналізм и сентиментализм, чувствительность и лиризм; ярко проявляются эти черты в естетизмі украинского народного жизни и обрядности; ... одной из сторон емоціоналізму есть и своеобразный украинский юмор, что является одним из наиболее глубоких проявлений «артистизма» украинской удачи (Д. Чижевский). 2. Важно, какой ты на самом деле, а не за кого тебя считают. 3. Люби меня в среду, а в воскресенье, как приберуся, то, может, на тебя и не посмотрю. 4. Нанялся - продался: скажут дверью скрипати, то и скрипай (Народная творчество).

22. Перепишите, расставляя запятые между частями сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

1. Звучат живой радостью леса как утро вспыхнет на небосклоне как солнце огненный занавес поднимает с их первоначальной и чистой красоты (В. Симоненко). 2. С поля девушка уставшая пришла и хоть ужинать заботливая мать зовет за сапу - и в цветник где рожа расцвела. 3. И знай что только здесь где неуемный труд земли насыщенной плодородное лоно ранит доспіють ягоды и радости встанут. 4. Тот кто любит ростки кленовые кто дубравы молодежи растит сам достоин человеческой любви потому что живет и работает для веков! (С тв. М. Рыльского) 5. Пусть сердца не знают покоя пусть обгоняют мечты времени бег и Наша юность будет пусть такой чтобы ей никто не завидовать не мог! (В. Симоненко). 6. Когда набирают знамена эпохи нового ветра и высоты думай что мир изменить хоть немного должен и ты (Д. Павлычко). 7. Надо приложить все усилия чтобы превратить окружение лучше если оно отсталое или же самому сравниться ему если отстал сам (О. Гончар). 8. Люди поняли, что если они хорошо работать то что-то заработают (Гр. Тютюнник).

23. Расставляя пропущенные знаки препинания, перепишите предложения с союзом и (и) в такой последовательности: а) сложносочиненные предложения; б) сложносочиненные предложения с общим словом или общей подрядной частью; в) простые предложения с однородными присудками.

Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, апостроф, раскройте скобки.

1. Ущухнуло море и волны улеглись (Есть. Гребенка). 2. На глазах сворачивалось листья ольхи и вис.хала, языков...летенс...кий печи, высокая болотная трава (Ю. Збанацкий). 3. Солнце ему отьмар...лось и мир пот...манов (С. Васильченко). 4. Вспомнилось живопись мечты и из нутра стала подниматься какая-то мощнейшая крепкая сила (С. Васильченко). 5. Вот утро синим на телеге едет и солнца сноп в с.ло в...зе (Б.-И. Антонин). 6. Именно здесь на билл...ватому горизонте неба возник из темной пелены Днепра Монастирс...кий остров и против него над скалами Днепра определилась беленькая хижина старого Глобы (А. Коптилов). 7. Уже краснеют помидоры и ходит осень по траве (М. Рыльский). 8. Ветер стих и чистый свежий снег сиял серебром под голубым шатром неба (Г. Коцюбинский). 9.Зараз только сухое бадил...я стовбурчилось на огороде и стр...мило соня...ничиння (О. Довженко). 10. Возвращает парень голову и на одном из сухих д...рев видит наряджену в шелк и дорогой бархат с (сине) зелеными переливами птичку (Ю. Збанацкий). 11. Вот лапата рука зач...пила его за голову и сразу обтрусило всего снегом (Панас Мирный). 12. Через минуту дверь резко ро...чахнулися и на пороге по явился... д...ректор (Ю. Смолич). 13. Зв...ртаємо на улицу с трамвайными путями и нас наздог...ствует груз...вка (В. Шевчук). 14. От куста падает тень и рассеиваются приятные запахи (В. Самчук). 15. Ч...рне ворон...я садилось гр...мадами на снег и вновь поднималось с места (М. Коцюбинский). 16. Потом начали т...кты речушки по ул...местах и стала вязать земля на солнышке (В. Винниченко). 17. Новое столит...я уже на горизонте и время новейшую создает красоту (Л. Костенко). 18. Кружит листья и не слышно шагов (Л. Костенко).

24. Найдите придаточные части сложных предложения, определите их тип, подчеркните союзы или соединительные слова, которыми они присоединяются к главных частей. Объясните знаки препинания.

1. Случилось нечто такое, чего не могло произойти (В. Козаченко). 2. Госпожа такая, что и одпочити не даст (Марко Вовчок). 3. Человек дал задаток, рассказал, куда завезти елку, и пошел (Г. Коцюбинский). 4. И вечернее солнце ударило вдруг в наши окна, которые совсем не были закрыты ставнями, и ранило их (В. Шевчук). 5.И стежечка, де ти ходила, колючим терном поросла (Т. Шевченко). 6. Как я люблю эти часы труда, когда все вокруг затиха под властью чарующей ночи! (Леся Украинка) 7. Где когда-то был перелаз через старый забор, теперь там стояли новые тесові ворота (И. Нечуй-Левицкий). 8. Она все пела и пела, пока не спряталась на леваде в ивах (И. Нечуй-Левицкий). 9. Сначала я просто ужасался этой картины, а потом - медленно привык, как солдат на войне привыкает к грому пушек (А.довженко). 10.І неизбежно упало так внезапно, что уже не стало ни забот, ни воспоминаний, ни суеты (Г. Важан). 11. Ночью Андрей долго не мог заснуть, потому что в доме было видно

от больших звезд на небе и густо пахло холодной мятой (Г. Тютюнник). 12. Чтобы пришло на землю долгожданное счастье, надо большого труда (Г. Коцюбинский). 13. Если бы-то дались орлинії крылья, за синим бы морем милого нашла (Т. Шевченко). 14. Хозяйка, хоть было тепло, напинала на плечи кожух (М. Коцюбинский).

25. Объясните наличие или отсутствие ком между союзами сурядності и союзами підрядності, а также между двумя подрядными союзами в сложных предложениях.

І.1. Теперь все поле шире раскрывало свои мышцы, все дальше розстеляло свою одежду, и, когда он взошел на холмик, перед ним встали в полной красе все нивы, зеленое пятно, низкой луки, далекая полоска леса (Г. Коцюбинский). 2. Прижавшись спинами к самих сорняков, мы боком проходим мимо деда и, как только минуем его, изо всех сил бежим (В. Нестайко). 3. Кашлял он так долго и громко, что, сколько мы не старались, никто не мог его как следует передразнить (А.довженко). 4. Мне, видимо, не докучить напоминать, что, кто не знает своего прошлого, тот не достоин своего будущего (М. Рыльский).

II. 1. Моя боль звенит, зато когда смеюсь, то смех мой рвется источником на волю! (О. Телига) 2. И весна ему тоже кажется девушкой, но когда радуга живет на облаке, то весна ходит по земле (М. Стельмах). 3. В это время мать уже не знала бывших нищеты, ибо хоть от старшего сына она еще и не имела помощи, но зато Андрей теперь каждый месяц приносил ей тот или иной заработок (Г. Волновой). 4. Садиться на стул не хотелось, потому что если его станут допрашивать (о чем? о чем?), то уж непременно посадят на стул и заставят сидеть долго-долго, велітимуть думать, взвешивать (П. Загребельный). 5. Ночное происшествие была настолько невероятна, что когда я утром проснулся, то даже подумал сначала, не приснилось мне (В. Нестайко).

26. Перепишите, расставляя пропущенные разделительные знаки. Укажите на возможную вариантность в употреблении запятой, тире или точки с запятой; обоснуйте свою точку зрения. Вставьте, где потрібноп пропущенные буквы, апостроф, раскройте скобки.

Расставание

На самой вершине Беєвої горы Тимка и Арина остановились и как-то (не) сговариваясь вернулись лиц.. .м до села что лежало у их ног покрыто (свет) сизой дымкой. Долго смотрели (в) низ (не) проронив (не, ни) слова, - там прошло их детство там жили их родители и деды там родилась их любовь там постигла их г.. .злука а здесь на вершине горы под ясным небом на зеленых раздол...ях пахучего степь... у родной порог... - кто же знает и кто предскажет, - может с этой г...соединением умирает и их любовь?

- Тимке я тебя любит...м из всех дорог буду выглядеть, - тихо проговорила Арина нежно беря его за смуглу такую дорогую и милую ей руку на ладони которой как заклепки на плугові сверкали мозоли. - Буду день и ночь судьбу просить чтобы ты живым остался. А не дай Бог чего - и моя жизнь пропащая. Более в мире я уже никого не полюблю. Он в знак благодарности обнял ее за плечи и поцеловал между бровей но странное и какое-то (не) ожидаемое почути...я овладело им - почути...я которого он никогда в себе не подозревал и даже не мог пр...пустить что оно могло родиться в его душ... . Он чувствовал что от этой волны на этом самом месте она уже сделалась для него чужой что они сейчас розлучат...ся и она будет жить каким-то своим (не) известным для него жит...ям а он будет жить своей и что на расстоянии вряд (ли) смогут ли они переговариваться сердцами так как бы при том условии если бы они были вместе. И кто знает поймут ли они друг друга отдел...ни безграничными просторам судьбы или оста...ся между ними тот пал который питал их почути...я одно к одному или затухне затухнет замрет витравит.. .ся тем горем и войной несчастьем.

27. Выделите части безсполучникових сложных предложений, определите смысловые связи между ними, объясните знаки препинания.

1. Братья мои, потомки Прометея! Вам не орел розшарпав грудь гордые - гадкие змеи в сердце уп'ялись (Леся Украинка). 2. Не каждому в руки счастье идет - оно от многих убегает (Г. Тютюнник). 3. Придет вечер - все улицы в селе аж гудят песнями (Сек. Васильченко). 4. Время твое придет с судьбой сражаться - сон пропадет (Леся Украинка). 5. Ударили казаки веслами в воду - одскочив дуб от берега (А Коваль). 6. Продержало с неделю морозом - земля застыла, как кость (Панас Мирный). 7. Глянет- холодной водой обольет (Марко Вовчок).

28. Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы, апостроф, раскрывая скобки. Выясните, к которым правил о знаках препинания в предложениях безсполучникових подобран этот иллюстративный материал.

1. Синички (с) утра пищат - ожидай (в) ночи мороз... 2. Мало снег... на ветвях деревьев - летом не будет ни грибов, ни ягод. 3. Март сухой да мокрый май - будет каша и к...р...вай. 4. Береза раньше ольхи листья ро...пустит - лето будет сухим. 5. 3...появились опята - лету конец. 6. (В) ночи, ближе к ранк..., сильно мерцают звезды - погода змінит...ся. 7. Первый день баб...ного лета (14 сентября) ясный и теплый - осень будет теплой (Народное творчество). 8. Господин гулял у себя в замке - в ярме стонали люди. 9. У мужика землянка сырая - в дом господина на помосте. 10. У мужичка руки черные - в госпожа рученька хрупкая (Леся Украинка).