ЛИЧНОСТЬ - 1) система внутренней регуляции (в этом смысле - саморегуляции) социальной активности человека, со становлением которой человек становится субъектом этой активности, а через это - и тех социальных отношений, в которые он вступает; 2) система психол. механизмов социальной субъектности человека, которая формируется только через взаимодействие с другими людьми на основе той культуры, носителями которой они являются. О. человека в ее деятельностных проявлениях оказывается для других людей как та или иная определенная совокупность социально значимых черт личности. В этом аспекте А. - сравнительно стала совокупность человеческих качеств, соответственно, к формированию которых в процессе возмужания индивид становится социально признанным и тем самым социально ответственным субъектом своего поведения.
Становление О. начинается с первых контактов новорожденного с социальным миром и происходит по мере социализации индивида, прежде всего благодаря общению с другими людьми. При этом особое значение приобретают процессы формирования, с одной стороны, самосознания индивида и (на ее основе) способности к сознательному контролю за собственным поведением, а с другой - умение руководить ею, что составляется на основе потребностей и приобретенного опыта осознания и переживания последствий своих действий. Завершающей фазой становления О. может считаться преобразования процессов сознательного управления своим поведением в решающую инстанцию всей системы внутренней регуляции социальной активности человека, то есть в такую, которая опосредует все процессы ее социального поведения и в решающей степени (хотя не полностью) ограничивает влияние неосознанной психической регуляции.
О. - система многокомпонентная и чрезвычайно сложная, полиструктурная и полифункциональная. Две самые общие функциональные подсистемы А. - это (1) механизмы внутренней регуляции направленности деятельности человека, регуляции того, что она делает, и (2) механизмы внутренней регуляции способов деятельности - того, как она это делает. Первая из этих подсистем, выполняющая функции цілеспрямувального ориентирование социальной активности человека, - это "направленность В.", все ее диспозиции и потребности, что является основой диспозиций. Вторая подсистема, которая выполняет функции операционного программирования социального человека, - это "потенциал О.", ее способности и все другие психические потенции (знания, умения, навыки и др.). Образования связи социальных установок с соответствующими навыками, а также других, хотя бы временно стабильных, сообщений диспозиций и потенций означает формирование комплексных (диспозиційно-потенциальных) готовностей О. до определенных действий при определенных обстоятельствах. Этим обеспечивается освоение (інтеріоризація и интернализация) О. социальных ролей и норм, формирование элементов личностной культуры - семейной, трудовой, политической и др.
О. отдельного человека не является предметом соціол. исследований, ибо в этих исследованиях фиксируются сукупнісні личностные качества (среди них и проявления диспозиций и потенций) групп людей, характер и распределения этих качеств и устойчивые сочетания, характеризующие соціокультуральні и другие типы О., распределения этих типов в социальных сообществах и др. Особое внимание в социологии О. уделяется исследованию взаимосвязей параметров социальных структур и личностных качеств людей в соответствующих социальных группах. Распределения социальных качеств О., распространенных в обществе, будучи детерминированы особенностями его предыдущего истор. периода, является одновременно существенным детерминантой дальнейшего развития общества.