Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Гендер (с греч. gender - материальный носитель наследия, соответствует рус. "род", "опыт рода")- термин для обозначения социального пола, под которой понимают социокультурный конструкт, что первоначально приписывает индивиду социальную роль, стиль поведения в зависимости от его пола. Считается, что впервые термин Г. был предложен американским психоаналитиком Робертом Столлером в его труде "Пол и тендер: развитие мужественности и женственности" (1968 г.) как альтернатива понятию "биологический пол". В дальнейшем распространяется среди исследователей, в особенности феминистского направления. Введение Г. до научного обихода возбудило патриархальный подход к пониманию мужского и женского положения в обществе, к их статусно-ролевых позиций. В отличие от понятия "биологический пол", которое фиксирует биологические детерминанты половых различий, Г. касается психологических, социокультурных различий между мужчинами и женщинами, замечая их социальное происхождение. Понятие "Г." сформировало понимание того, что различие в поведении, характерах, взаимоотношениях и социальных ролях статей, их неравное положение в обществе - не врожденные характеристики и состояния,а сконструированы обществом. Подчиненное положение женщин обусловлено не биологическими факторами, а создается обществом и постоянно воспроизводится с помощью символов и норм. Это положение положено в основу концепции культурного разделения труда в обществе, которая рассматривается адекватной демократическим формам жизни в отличие от концепции полового разделения труда Т. Парсонса, который по биологическим признаком отводил мужчинам исключительно инструментальную, а женщинам исключительно экспрессивную роль.

В комплексном исследовании тендерных неравенств и путей их преодоления сформировалось понимание того, что социализация личности, и в частности тендерная, имеет объективно-субъективный характер. Всякая реальность как объективная субстанция интерпретируется людьми и имеет субъективную значимость. Следовательно, отношения доминирования и подчинения формируются не только в культурно-ценностной структуре общества, а в большей степени в мікроконтексті социального взаимодействия. Поэтому преодоление тендерной асимметрии не может ограничиваться только юридическими и социально-экономическими мерами, ее деконструкция возможна на уровне повседневных практик.

Г. существенно дополнил социально-демографические и культурные измерения социальной структуры общества, которые организуют социальную систему и определяют ее динамику. В результате тендерный подход стал одним из базовых в западной социологии, который дал основания для формирования тендерной политики. Ведущие направления последней отражают основные требования международного женского движения и приобрели государственного нормативного регулирования в развитых странах.

Власенко Н. С., Виноградова Л. Д., Калачева И. В. Тендерная статистика для мониторинга исследования равенства женщин и мужчин. - К-, 2000; Иващенко А. Тендерная научная перспектива: от мировоззрения к политике // Социология: теория, методы, маркетинг. - 1998. - № 6; Сенченкова Т. Тендер: новая идеология или проблемное поле // Социология: теория, методы, маркетинг. - 1995. - № 12; Чернова И. Ы. Основы тендерных знаний. - Новгород, 2000.

О. Авдеенко