ИСТОРИЯ
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Христианизация Европы. Средневековый город. Право и суд в
средневековой Европе
Средневековый
город. Общественные состояния
К
второй половины XI в. большинство западноевропейских городов были почти исключительно
военными, административными и религиозными центрами, жизнь в которых
концентрировалась вокруг феодального замка или епископского собора. С конца XI
в. в городах развиваются ремесла и торговля, они приобретают признаки
культурно-политических центров.
Сначала
города сами желали себе покровителя, поскольку он обеспечивал им военную
безопасность и поддержку в торговле. Однако начиная с XII в. города стремятся
получить или купить себе автономию.
В
борьбе за вольности города получали поддержку среди мелкого дворянства,
недовольного зависимостью от сеньоров и короля. Интересы короля и городов
во многом совпадали. Король хотел единства страны, города хотели безопасности, в
том числе на дорогах, развития междугородной торговли, единой и полноценной
монеты. Король стремился ограничить власть феодалов. Города тоже хотели этого же.
Сущностью
политической автономии городов становилось право города выбирать свои собственные органы
управления, издавать законы, осуществлять суд над гражданами. В отношении сеньора
город был обязан предоставлять определенные взносы, проходить военную службу.
Управление такими городами осуществляли городской совет и выборный мэр (с латинского
- старший), который часто избирался пожизненно. Места в совете принадлежали тем гражданам,
чьи семьи участвовали в уплате выкупных сумм. Часто это место передавалось в
наследство, покупалось за деньги, потом заверяла соответствующей грамотой
короля.
В
XIV в. нормы городского права были сконцентрированы в Магдебургском праве (по
названием немецкого города).
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
Обращение
язычников в свою веру было делом первоочередной важности для католической церкви.
Они проповедовали среди варварских племен и привлекали язычников в свою веру.
Таких людей называли миссионерами.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
В
эпоху раннего Средневековья города, села, находились в зависимости от
феодальных сеньоров, поскольку находились на их землях. Поэтому управление
городами и суд находились в ведении сеньора, в его казну поступали
налоги, зачастую произвольные, которые должны были платить города.
СЛОВАРЬ
Общественное состояние
- социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми в
наследству правами и обязанностями.
Словарь
Дворянство - одно из высших
сословий феодального общества (наряду с духовенством), обладавшее
закрепленными в законе и передаваемыми по наследству привилегиями. Основа экономического и
политического влияния дворянства - собственность на землю.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
В
эпоху феодализма владение землей давало и определенный социальный статус,
состоятельность. Движимое имущество сын и дочь наследовали в равных долях, но земля
переходила к сыну.
Словарь
Ислам -
третьей, наряду с буддизмом и христианством, мировая религия - возник в начале
VII в. среди арабов, коренных жителей Аравийского полуострова.
Населения
делилось на общественные состояния. Классический образец сословной организации -
феодальная Франция, где с XIV-XV вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и
духовенство) и от обычного третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне).
В
Западной Европе дворянство формировалось из старинных аристократических родов,
королевских должностных лиц, рыцарства и сформировалось окончательно в эпоху
абсолютизма. Оно делилось на высшее и низшее, что носило отпечаток и в дворянских
титулах (бароны и рыцари в Англии, гранды и идальго в Испании, магнаты и шляхта
в Польше и т.п.). В свою очередь, среди этих групп существовала четкая иерархия.
Третье состояние тоже был неоднороден. К высшей группе принадлежал городской патрициат
(купцы, крупные торговцы), бюргеры (мастера), плебс (городская беднота). Наибольшей
социальной группой было крестьянство.