ИСТОРИЯ
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Христианизация Европы. Средневековый город. Право и суд в
средневековой Европе
ЗАПОМНИ
Одним
из важнейших факторов исторических процессов в эпоху Средневековья стала
христианская религия и церковь. Постепенно христианство стало основным элементом
мировоззрения народов средневековой Европы, Передней Азии и Северной Африки.
Основными очагами распространения и укрепления христианства в эпоху раннего и
зрелого Средневековья стали монастыри.
Христианская
церковь в IV-XIV вв.
Уже
в первые века христианства многие верующие вели жизнь отшельников на небольших
островах или в пустынях, посвящая все время молитве. В 269 г. египтянин
Антоний Фиванский, собрав отшельников (их называли анахоретами), основал
общество - первый монастырь. Монастыри жили по уставу. Самым известным был устав
святого Бенедикта, который основал в 529 г. монастырь в Италии. Монахи имели
работать и молиться. Первые монастыри были похожими на селения с церковью
посредине. Здесь находились разветвленные хозяйственные комплексы с садом,
библиотекой, скрипторієм (местом для переписыванием документов и книг),
больницей, школой. Благодаря хорошей организации монастыри имели значительное влияние на
жизни населения и получали десятину - деньги, земли или продукты на поддержку.
На
начале X в. появились такие церковные организации, как ордена. Монахи
Клюнийського ордена во Франции строго соблюдали обет бедности и
безбрачия. Франциск Ассизский в 1209 г. основал орден францисканцев, а Папа
римский, стремясь обрести еще большую
власти,
- в 1216 г. - орден доминиканцев. Кроме того, в 754 г. Папа Стефан II,
заручившись поддержкой франкского короля Пипина Короткого, провозгласил
создание так называемого Патримонія Святого Петра (Папской области), чем сделал
себя монархом и феодалом. Постепенно в руках церкви сосредоточилось около трети
всей земельной собственности, тем самым она получила значительную экономическую силу.
Для
борьбы с непокорными церковь применяла несколько мероприятий, в том числе
интердикт (запрет проводить на определенной территории богослужения) и отлучение
(анафема) - исключение людей из религиозной общины, что причиняло много
неприятностей (не было отпущения грехов, нельзя было жениться, прятать за
христианскому обряду и т.п.). Самым радикальным средством было аутодафе -
сжигание еретиков - инакомыслящих. Первые костры с еретиками запылали в 1022 г.
в Франции.
Церковь
обогащалась за счет продажи индульгенций (документов на отпущение грехов)
и церковных должностей (симония). В 1054 г. заканчивается разрывом многолетняя
дискуссия римской и константинопольской церквей, каждая из которых настаивала на
своем первенстве и ортодоксальности. С этого времени существует разделение на православную и
католическую церкви. В 1215 г. было организовано инквизицию для борьбы с
ересями. Впервые инквизиция начала функционировать на юге Франции в 1229 г.
Борьба против ересей постепенно вылилась в преследование всех неугодных, в
том числе многих ученых, чьи мнения расходились с общепринятыми
стереотипами.