История
Учебники по истории
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПОЛНЫЙ НОВЕЙШИЙ СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

ИСТОРИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Христианизация Европы. Средневековый город. Право и суд в средневековой Европе

 

ЗАПОМНИ

Одним из важнейших факторов исторических процессов в эпоху Средневековья стала христианская религия и церковь. Постепенно христианство стало основным элементом мировоззрения народов средневековой Европы, Передней Азии и Северной Африки. Основными очагами распространения и укрепления христианства в эпоху раннего и зрелого Средневековья стали монастыри.

 

Христианская церковь в IV-XIV вв.

 

Уже в первые века христианства многие верующие вели жизнь отшельников на небольших островах или в пустынях, посвящая все время молитве. В 269 г. египтянин Антоний Фиванский, собрав отшельников (их называли анахоретами), основал общество - первый монастырь. Монастыри жили по уставу. Самым известным был устав святого Бенедикта, который основал в 529 г. монастырь в Италии. Монахи имели работать и молиться. Первые монастыри были похожими на селения с церковью посредине. Здесь находились разветвленные хозяйственные комплексы с садом, библиотекой, скрипторієм (местом для переписыванием документов и книг), больницей, школой. Благодаря хорошей организации монастыри имели значительное влияние на жизни населения и получали десятину - деньги, земли или продукты на поддержку.

На начале X в. появились такие церковные организации, как ордена. Монахи Клюнийського ордена во Франции строго соблюдали обет бедности и безбрачия. Франциск Ассизский в 1209 г. основал орден францисканцев, а Папа римский, стремясь обрести еще большую

власти, - в 1216 г. - орден доминиканцев. Кроме того, в 754 г. Папа Стефан II, заручившись поддержкой франкского короля Пипина Короткого, провозгласил создание так называемого Патримонія Святого Петра (Папской области), чем сделал себя монархом и феодалом. Постепенно в руках церкви сосредоточилось около трети всей земельной собственности, тем самым она получила значительную экономическую силу.

Для борьбы с непокорными церковь применяла несколько мероприятий, в том числе интердикт (запрет проводить на определенной территории богослужения) и отлучение (анафема) - исключение людей из религиозной общины, что причиняло много неприятностей (не было отпущения грехов, нельзя было жениться, прятать за христианскому обряду и т.п.). Самым радикальным средством было аутодафе - сжигание еретиков - инакомыслящих. Первые костры с еретиками запылали в 1022 г. в Франции.

Церковь обогащалась за счет продажи индульгенций (документов на отпущение грехов) и церковных должностей (симония). В 1054 г. заканчивается разрывом многолетняя дискуссия римской и константинопольской церквей, каждая из которых настаивала на своем первенстве и ортодоксальности. С этого времени существует разделение на православную и католическую церкви. В 1215 г. было организовано инквизицию для борьбы с ересями. Впервые инквизиция начала функционировать на юге Франции в 1229 г. Борьба против ересей постепенно вылилась в преследование всех неугодных, в том числе многих ученых, чьи мнения расходились с общепринятыми стереотипами.