Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Государственное управление

Государственная политика. Направление действий или воздержание от них, обрани органами государственной власти для решения определенной проблемы или совокупности взаимосвязанных проблем. Д.п. с

средством, что позволяет государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые есть в ее распоряжении. Когда проблема четко очерчена, определены основные задачи относительно ее решения, а также необходимые для этого ресурсы и средства, то есть когда существует конкретный план действий, он становится политикой. Общий план действий государственных органов для решения общественных проблем включает такие элементы, как разработка политической стратегии и целей, оценка затрат по альтернативным программам, их обсуждение, консультирование, выбор и принятие решения, мониторинг выполнения т.д. Главным результатом Д.п. является успех в достижении определенных целей. При составлении планов социально-экономического развития государства разрабатываются мероприятия в следующих направлениях: финансовая, денежная и ценовая политика; структурная политика; аграрная политика; социальная политика; региональная экономическая политика; внешнеэкономическая политика. Внутри каждого направления можно выделить несколько направлений Д.п. В рамках общей социальной политики планируется осуществить мероприятия в таких областях, как занятость населения, пенсионное обеспечение, охрана здоровье, образование и т.д. Экономическая политика, в свою очередь, делится на промышленную, налоговую, тарифную, денежно-кредитную, ценовую, таможенную, инвестиционную и т.д. Д.п. провозглашают только определенные органы государственной власти, как правило, выше, а осуществляет вся система государственного управления. Например, по Конституции Украины (ст. 85) определение основ внутренней и внешней политики относится к полномочий Верховной Рады Украины, осуществление внутренней и внешней политики относятся к компетенции Кабинета Министров Украины (ст. 116). Как правило, Д.п. в определенной сфере общественной деятельности провозглашается соответствующим правовым актом. В соответствии с положениями о министерства и другие центральные органы исполнительной власти последние обеспечивают проведение Д.п. в соответствующей отрасли деятельности. В основном они обеспечивают подготовку проектов соответствующих правовых актов, которыми регламентируется проведение определенной Д.п. в стране. Выделяют четыре главные инструменты политики, в частности информационный (связанный с предоставлением и сбором информации, консультированием и т.п.), относят к мягких средств воздействия; финансовый (связан с экономическими рычагами влияния), что может осуществляться как мягкими (льготы, дотации, разрешения, целевые инвестиции), так и жесткими (запреты, штрафы, лимиты) средствами воздействия; властный (власть, полномочия, способность государства запрещать и разрешать), в основном использует жесткие методы воздействия (законодательство и администрирование); структурный, предполагающий использование собственных государственных организационных средств воплощения политики в жизнь, то есть государственных организаций, учреждений и предприятий. При разработке Д.п. можно выделить такие взаимосвязанные этапы: определение главных целей политики, их приоритетов, вытекающих из долгосрочных стратегических направлений и текущего диагностирования; выяснение условий, при которых будет реализовываться политика; формулирование промежуточных целей, вытекающие из главных с учетом условий их реализации; разработка проблемных задач и определение их последовательности для реализации намеченной экономической политики; определения сложных и простых политик, необходимых для реализации целей в ожидаемых условиях; выбор соответствующих инструментов и действий в пределах каждой из выбранных политик; диагностика и идентификация проблемных ситуаций. Кроме парламента, правительства и государственной администрации в определении целей и направлений Д.п. активное участие принимают политические партии, научные центры и институты, СМИ. Все это усложняет проблему нахождения социального консенсуса различных политических и социальных сил относительно данного вопроса в условиях политического плюрализма. Большое значение имеет также позиция избирателей, на которую ориентируются политические и государственные лидеры. Политики стремятся предложить несколько альтернативных вариантов решения проблемы, которые оцениваются по заранее выбранным критериям. Важность определения альтернатив в том, что при их анализе учитывается весь спектр мнений, а также создаются предпосылки для выбора оптимального пути решения проблемы. Причем альтернативный выбор может быть сделан на всех этапах развития Д.п.: от выбора целей до методов оценки результатов политики.