Государственная политика. Направление действий или воздержание от них, обрани
органами государственной власти для решения определенной проблемы или совокупности
взаимосвязанных проблем. Д.п. с
средством,
что позволяет государству достичь определенных целей в конкретной области, используя
правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые
есть в ее распоряжении. Когда проблема четко очерчена, определены основные задачи
относительно ее решения, а также необходимые для этого ресурсы и средства, то есть когда
существует конкретный план действий, он становится политикой. Общий план действий государственных
органов для решения общественных проблем включает такие элементы, как разработка
политической стратегии и целей, оценка затрат по альтернативным программам, их
обсуждение, консультирование, выбор и принятие решения, мониторинг выполнения
т.д. Главным результатом Д.п. является успех в достижении определенных целей. При
составлении планов социально-экономического развития государства разрабатываются мероприятия в
следующих направлениях: финансовая, денежная и ценовая политика; структурная политика;
аграрная политика; социальная политика; региональная экономическая политика;
внешнеэкономическая политика. Внутри каждого направления можно выделить несколько
направлений Д.п. В рамках общей социальной политики планируется осуществить мероприятия
в таких областях, как занятость населения, пенсионное обеспечение, охрана
здоровье, образование и т.д. Экономическая политика, в свою очередь, делится на
промышленную, налоговую, тарифную, денежно-кредитную, ценовую, таможенную, инвестиционную и
т.д. Д.п. провозглашают только определенные органы государственной власти, как правило, выше, а
осуществляет вся система государственного управления. Например, по Конституции Украины
(ст. 85) определение основ внутренней и внешней политики относится к
полномочий Верховной Рады Украины, осуществление внутренней и внешней
политики относятся к компетенции Кабинета Министров Украины (ст. 116). Как
правило, Д.п. в определенной сфере общественной деятельности провозглашается соответствующим
правовым актом. В соответствии с положениями о министерства и другие центральные органы
исполнительной власти последние обеспечивают проведение Д.п. в соответствующей отрасли
деятельности. В основном они обеспечивают подготовку проектов соответствующих
правовых актов, которыми регламентируется проведение определенной Д.п. в стране.
Выделяют четыре главные инструменты политики, в частности информационный
(связанный с предоставлением и сбором информации, консультированием и т.п.),
относят к мягких средств воздействия; финансовый (связан с экономическими рычагами
влияния), что может осуществляться как мягкими (льготы, дотации, разрешения, целевые
инвестиции), так и жесткими (запреты, штрафы, лимиты) средствами воздействия;
властный (власть, полномочия, способность государства запрещать и разрешать),
в основном использует жесткие методы воздействия (законодательство и
администрирование); структурный, предполагающий использование собственных государственных
организационных средств воплощения политики в жизнь, то есть государственных организаций,
учреждений и предприятий. При разработке Д.п. можно выделить такие взаимосвязанные
этапы: определение главных целей политики, их приоритетов, вытекающих из
долгосрочных стратегических направлений и текущего диагностирования; выяснение
условий, при которых будет реализовываться политика; формулирование промежуточных целей,
вытекающие из главных с учетом условий их реализации; разработка проблемных
задач и определение их последовательности для реализации намеченной экономической
политики; определения сложных и простых политик, необходимых для реализации
целей в ожидаемых условиях; выбор соответствующих инструментов и действий в пределах каждой
из выбранных политик; диагностика и идентификация проблемных ситуаций. Кроме
парламента, правительства и государственной администрации в определении целей и направлений Д.п.
активное участие принимают политические партии, научные центры и институты, СМИ. Все это
усложняет проблему нахождения социального консенсуса различных политических и
социальных сил относительно данного вопроса в условиях политического плюрализма. Большое
значение имеет также позиция избирателей, на которую ориентируются политические и государственные
лидеры. Политики стремятся предложить несколько альтернативных вариантов
решения проблемы, которые оцениваются по заранее выбранным критериям.
Важность определения альтернатив в том, что при их анализе учитывается весь
спектр мнений, а также создаются предпосылки для выбора оптимального пути
решения проблемы. Причем альтернативный выбор может быть сделан на всех
этапах развития Д.п.: от выбора целей до методов оценки результатов политики.