СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМИ
УРОК № 30
Тема. Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными уступительными придаточными
Цель: углубить знания учащихся о сложноподчиненном предложении; формировать умения выделять главную и придаточную части, определять вид придаточного (уступительного); научить разграничивать союзы и союзные слова, при помощи которых придаточные уступительные присоединяются к главному предложению; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; воспитывать культуру речи.
Оборудование: учебник, задания для учащихся, украинско-русский словарь.
ХОД УРОКА
Горе людям, не знающим смысла своей жизни.
Б. Паскаль
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
2. Проведение ролевой игры «Мозговой штурм».
• Назовите признаки сложноподчиненных предложений.
(Части связываются подчинительным союзом или союзным словом; состоят из неравноправных по смыслу предложений — главного и придаточного; придаточное может стоять перед главным, внутри него, после него; придаточные предложения отвечают на вопросы, которые ставятся от главного; придаточное предложение поясняет слово, словосочетание или все главное предложение; выражает какие-либо смысловые отношения.)
3. Распределительный диктант.
• Запишите слова в два столбика: а) подчинительные союзы; б) союзные слова.
Что, который, какой, чтобы, словно, ибо, чей, кто, почему, так как, хотя, куда, где, откуда, если, потому что, кабы, отчего, зачем.
— Составьте предложения, используя записанные союзы и союзные слова. (Количество предложений определяет учитель или сам ученик.)
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа со статьей учебника.
(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)
2. Слово учителя, поиск информации по вопросам.
— Какие придаточные называют придаточными уступительными? На какие вопросы они отвечают?
— При помощи каких союзов и союзных слов присоединяются к главному предложению обстоятельственные придаточные уступительные?
Придаточные уступительные предложения указывают на факты, которые могли бы помешать тому, о чем говорится в главном предложении, но не помешали.
Придаточные уступительные предложения относятся ко всему главному предложению.
Придаточные уступительные предложения отвечают на вопросы несмотря на то, что? И присоединяются к главному союзами хотя, хоть, пусть, пускай, несмотря на то что, а также союзными словами сколько, как с добавлением усилительной частицы ни.
Например: Как ни жаль, а идти надо. Сколько ни проси, не могу я поехать с тобой.
Если придаточное уступительное стоит перед главным, то между ними могут быть противительные союзы но или однако, а, да.
Например: Как ни жаль расставаться, однако мне надо уходить.
Хотя для него это была трудная работа, но он справился. Хотя и не следовало бы его отпускать, да пусть уж идет.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с учебником.
(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)
2. Коллективная работа.
• Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор одного из предложений (по выбору учителя).
1) Хотя услуга нам при нужде дорога но за нее не всяк умеет взяться.
2) Сколько ни ходили и ни чернели тучи видно не суждено им было собраться в грозу.
3) Несмотря на то что ветер свободно носился над морем тучи были неподвижны.
4) Если земля хорошо обработана то влага сохраняется в ней значительно дольше.
5) Хотя были сильные заносы поезда приходили по расписанию.
3. Лингвистическое конструирование (работа в парах).
• Замените придаточные уступительные предложения с союзами хотя, несмотря на то что придаточными уступительными с союзами как ни.
1) Хотя все очень просили, он не согласился спеть.
2) Хотя он живет далеко, он никогда не опаздывает.
3) Несмотря на то что книга была интересная, я вынужден был прервать чтение.
4) Несмотря на то что трудно было признаться в своих ошибках, все же он сказал о них прямо и честно.
4. Перевод текста.
• Переведите текст (устно), запишите слова, которые вызвали трудности; запишите сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным, сделайте его морфолого-синтаксический разбор.
Автор державного гімну
15 січня 1992 року Верховна Рада України затвердила як державний гімн пісню «Ще не вмерла України ні слава, ні воля», текст якої написав Павло Чубинський.
Ким же був автор пісні, яка об’єднала українців на творення своєї держави? Він народився 1839 року на Бориспільщині в сім’ї збіднілих дворян, що походили з козацько-старшинського роду. Зі студентських років П. Чубинський виявив себе активним громадським діячем, беручи участь у просвітницькій та культурницькій діяльності. За громадську активність і написання пісні «Ще не вмерла...», яка одразу ж стала популярною, його на сім років заслано до Архангельської губернії.
Доробок П. Чубинського забезпечив йому авторитет у науковому світі й дав змогу заснувати Південно-західне відділення Російського географічного товариства, яке продовжило вивчення духовної й матеріальної культури українського народу.
Хоч якими визначними були наукові здобутки П. Чубинського, все-таки насамперед вшановуємо його як творця нашого національного гімну.
(З журналу)
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Игра «Незаконченное предложение».
• Закончите предложения (устно).
— Придаточные уступительные указывают на факты...
— Придаточные уступительные отвечают на вопросы...
— Придаточные уступительные присоединяются к главному предложению при помощи...
— Придаточные уступительные предложения относятся к...
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.
3. Выписать из художественных произведений 6 сложноподчиненных предложений с обстоятельственным придаточным уступительным, сделать синтаксический разбор одного из них.