География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ УКРАИНЫ 8 КЛАСС.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

РАЗДЕЛ ІІ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ УКРАИНЫ

 

ТЕМА 9. ЖИВОТНЫЙ МИР

 

УРОК 31. ЖИВОТНЫЙ МИР

 

Тема. Разнообразие видового состава животных. Влияние человека на животный мир. Животные, занесенные в Красную книгу Украины. Животные ресурсы Украины, мероприятия по их воспроизводству и охране.

Учебная цель: опираясь на знания по биологии, обобщить представление учащихся о разнообразии животного мира; сформировать знания о закономерностях распространения животных, видовой состав основных фаунистических комплексов, животные ресурсы Украины; выяснить основные направления сохранения фауны страны.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, атлас, карта растительности и животного мира Украины, рисунки и фотографии представителей животного мира Украины, Красная книга Украины.

Опорные и базовые понятия: фауна, животный мир, тип растительности, фаунистические группировки, Красная книга.

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

1. Сравните два типа растительности представлены на Украине. Признаки сравнения выберите самостоятельно.

2. Перечислите виды растений характерны для нашей местности. В каких растительных группировок они принадлежат?

3. Предложите доступные вам пути сохранения растительного мира Украины.

 

III. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся

• Назовите наиболее распространенные в нашей местности виды животных.

• Каким образом связаны растительный и животный мир? Приведите примеры.

• Выскажите свое мнение относительно причин резкого уменьшения или, наоборот, - увеличение количества отдельных видов животного мира (например, рысь, журавль степной, колорадский жук, полевые мыши и т.д.).

 

IV. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Животный мир Украины - найнепомітніша составляющая ее природных богатств. Но от этого он не становится менее важным для существования природы вообще, ведь даже от маленькой птички можно провести цепочку зависимости к растениям, а от них - к почв, климатических особенностей, водных запасов, геологических процессов и, в конце концов, до существования собственно человека.

 

V. Изучение нового материала

1. Разнообразие животного мира

В Украине насчитывается более 44 тыс. видов животных, среди них более 1000 - простейших и плоских червей, около 39 000 членистоногих, более 270 рыб, около 350 птиц и более 100 видов млекопитающих.

2. Закономерности распространения животных

Поскольку животные способны к мигрирования, четко определить границы их существования невозможно. Но в целом животный мир распространенный согласно законам зональности и поясности. В зависимости от условий существования виды животных образуют фаунистические группировки, которые соответствуют основным растительным группировкам.

3. Фаунистические группировки

Лесное. Распространено по территории Полесья. Жизнь животных связано с условиями леса, лугов, болот.

Лесостепное. Южная граница идет с юго-запада на северо-восток (аналогично растительности). Водятся животные лесной зоны, к которым добавляются виды, приспособленные к степным условиям.

Степное. Преобладают степные виды, в первую очередь грызуны, птицы, некогда в прошлом были большие стада копытных.

Азональные. Карпатское и горного Крыма с набором животных, приспособленных к горным типов растительности, климатических условий. Пойменное распространенное в поймах крупных рек, где животные приспособлены к водных и луговых условий существования.

4. Животные ресурсы - часть биологических ресурсов определенной территории, представленных различными видами животных для удовлетворения материальных и моральных потребностей человека.

5. Охрана животного мира

Уничтожение или уменьшение количества многих видов животных на территории Украины происходит активными темпами вследствие хозяйственной деятельности человека. В то же время увеличилось количество животных-вредителей, завезенных с других территорий, и животных, приспособившихся к проживание вблизи человеческого жилья.

Основные меры направлены на сохранение среды обитания животных, размножения редких и исчезающих видов, реакклиматизацию ранее уничтоженных видов, создание заказников и заповедников с целью охраны определенных видов.

 

VI. Закрепление изученного материала

• Назовите по пять видов животных Украины: а) болотных биотопов; б) лесостепных биотопов; в) занесенных в Красную книгу Украины; г) промышленных.

• Назовите акклиматизированных и реакліматизваних в пределах Украины животных.

• Укажите причины изменения видового и количественного состава животного мира Украины.

• Составьте пищевые цепи, характерные для степей, лесов, болот, плавней.

 

VII. Итоги урока

 

VIII. Домашнее задание

1. Проработать §___.

2. Подготовиться к итоговому уроку по темам «Климатические условия и ресурсы», «Внутренние воды», «Почвы и земельные ресурсы», «Растительный покров», «Животный мир».