Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

ОПРОС - термин, обозначающий процесс получения сведений об исследуемом объекте путем ведения диалога (коммуникации) между исследователем (или его представителем - человеком, специальным техн. устройством) и респондентом с помощью формализованных вопросов и ответов на них. Таким образом, через О. можно получить определенную сумму однообразных эмпирических данных и вести диалог без существенных ограничений предметной сферы исследования на основании того, что сознание респондента отражает различные обстоятельства прошлого и современности (факты, мнения, знания и т.д.), а также оценки возможного развития обстоятельств в будущем.

Своими корнями О. достигает глубины цивилизации, когда практ. потребности управления жизнью общества каждой эпохи требовали вести учет населения, земель, зданий, животных и т.д., который можно было осуществить только через опрос. Промышленная революция значительно интенсифицировала ход сусп. жизнь, подтолкнув развитие средств учета и анализа социально-экон. процессов, обеспечивающих эмпирический базис таких наук, дисциплин, как статистика, социальная гигиена, полет, арифметика. В пределах, напр., последней ее основатель англ. ученый В. Петти, предлагал вести анализ социально-экон. явлений на основании их количественного описания. Известно, что он подготовил свое соціографічне исследования "Политическая анатомия Ирландии", используя специальный формуляр (опросный лист), с помощью которого была собрана информация об образе жизни ирландцев. В Англии процесс сист. сбора эмпирического материала с помощью формуляров получил название "анкета". Такие исследования с опросом населения или экспертов проводились уже в XVIII ст., напр., Д. Дефис труда "Изучение семейного бюджета трудящихся классов в Англии" (1787), а в Рос. империи Сенат, смущенный резким ростом цен на хлеб, разослал в 1767 г. до всех уездов тайный опросный лист из 14 вопросов о причинах и последствиях дороговизны.

В соціол. исследованиях используются различные виды О. Основой их классификации считаются характер взаимодействия (личный или обезличенный, очный или заочный, индивидуальный или групповой) между исследователем или его представителем и респондентом, степень стандартизации, формалізованості процедуры В.. В общ. чертах О. разделяют на интервью и анкетирования. По первому варианту интервьюер фиксирует ответы на вопросы сам, за второго - респондент. Кроме того, для классификации разновидностей О. имеет значение еще и тот физиологический канал коммуникации, который используется (зрение, слух и др.), и форма поведения респондента, в результате которой фиксируется его ответ или реакция на вопрос (речи, навыки письма, двигательная деятельность - поднятие рук при голосовании, опускания в ящик предметов, которые символ, определенную т. с., манипуляции с техн. устройствами, которые фиксируют и передают сигнал о мнению респондента). Что же до техн. устройств, то можно назвать такие варианты: система "Рада" для голосования в зале заседаний Верховной Рады Украины, аудиометры, определяющие количественные характеристики мнения аудитории теле - или радиопередач. Развитие вычислительной техники делает возможным разработку стационарных станций телефонного опроса или автономных дисплейных станций, которые размещаются, напр., в автобусе, который может, переезжая с места на место, создавать населению условия для достаточно быстрого высказывания своих мнений, отношений, оценок, а исследователям дает возможность сразу же провести анализ данных.

Каждый вид О. отличается от других своими организационно-экон. и познавательными характеристиками. Однако эффективность любого из них определяется прежде всего тем, насколько адекватно он отражает действительность. Известно, что на содержание ответов влияют условия опроса, особенности соціол. инструментария и сам субъект познавательного процесса. Этот феномен влияния на объект исследования имеет название артефакт. Весьма важную роль имеет общ. контекст сусп. жизни, в рамках которого наука, в частности социология, функционирует и взаимодействует с другими ин-тами, подсистемами общества. В этой связи качество данных опроса зависит от достижения обществом определенного степени демократизации, когда каждый гражданин признает свою роль в качестве респондента в формировании общественного мнения и эффективного социального контроля за ней. Другие средства нейтрализации субъективизма респондентов, который всегда в той или иной степени присутствует в процессе опроса, ведет к стохастических и сист. ошибок. Сравнение данных опроса с материалами, которые признаны как эталонные хотя бы за некоторыми существенными признаками объекта, делает возможным проведение коррекции данных с целью повышения обоснованности теорет. выводов и практ. рекомендаций социологов.

Как объект, для изучения которого применяется опроса, традиционно выступает социальная общность, группа, коллектив, описание которых целесообразно производить одновременно с определением общих условий их существования, так и конкретной ситуации их исследования. Предметом исследования являются события, факты из жизни людей и окружающей среды, которые субъективно оцениваются респондентами через их мысли, мотивы, чувства, ценностные ориентации и тому подобные феномены.

Существуют временные признаки организации опроса (частота, продолжительность), согласно которых проводят кратковременные зондажні (блиц - опрос, голосование), длительные многократные (панельные) с изучением одного объекта или повторные опросы по поводу изучения тождественного предмета.