Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Уроки для 5 класса

УРОК 30

Тема. Уравнение

 

Цель: отработка навыков учащихся применять полученные знания для решения уравнений и задач по помощью уравнений.

Тип урока: применение знаний, навыков и умений.

Оборудование: набор карточек для игры «Математическое лото».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний

Устные упражнения

1. Решите уравнение:

1) х + 17 = 23; 2) 30 - х = 18; 3) х - 11 = 69; 4) 20 + х = 7.

2. Есть среди чисел 1; 2; 3; 5; 10 корень уравнения 2х - 11 = 4?

3. Учитель. Друзья! На доске записано решение некоторой задачи: Пусть мальчик заплатил за мороженое х к., тогда у него осталось (99 - х)к. Составим уравнение:

99 - х = 26;

х = 73.

Ответ. 73 копейки. Кто из вас может составить задачу по данному решению?

 

II. Применение знаний

1. Решение уравнений и задач с помощью уравнений

@ Поскольку на этом уроке ученики работают с материалом, который уже достаточно хорошо отработаны, для оживления работы и поощрения учащихся, первую часть этого этапа урока можно посвятить игре «Индивидуальное лото».

Методика проведения игры

В специальном конверте учащимся предлагается набор карточек. Обычно их больше, чем ответов на большой карточке, которую также вложены в конверт. Например, на большой карте нарисовано 6 прямоугольников, а у ученика 7-8 карточек таких же размеров, что и записанные на них упражнения. Ученик достает из конверта карточку, решает уравнения и накрывает ею соответствующий результат. Карты накладывают лицевой стороной вниз. Если все уравнения решены правильно, то обратные стороны карточек, наложенные на большую карточку, составляют некий условный шифр: рисунок, чертеж, букву. Учитель, проходя по рядам, легко определяет результаты работы учащихся. По желанию работу учащихся можно оценить.

Приведем пример карточек и большой карточки:

 

20 + x = 70

 

42 - x = 7

 

в - 60 = 31

 

 

 

 

 

(48 - x) + 24 = 63

 

516 - (в + 145) = 276

 

(y + 83) - 112 = 243

 

Если к числу а прибавить 13, то сумма будет на 27 меньше 50. Найдите а

 

Найти значение переменной х, при котором равенство будет правильным

8 + 14 · 8 = 10 · х

 

Большая карта

 

272

9

50

10

12

35

 

2. Решение заданий тестовой работы

Вариант 1

1. Найдите неизвестное слагаемое 150 + х = 450 + 100:

1) 300; 2) 400; 3) 600; 4) 700.

2. Найдите неизвестное вычитаемое 280 - х = 150 + 10:

1) 440; 2) 430; 3) 30; 4) 120.

3. Которое с уравнений имеет корнем число 104?

1) 238 + в = 416;

2) m - 2092 = 1067;

3) 987 - (х + 364) = 519;

4) х · х = 104.

4. Которое с уравнений соответствует условию задачи: Петя задумал число. Если от этого числа отнять 187 и полученную разницу отнять от числа 370, то получим 245. Которое число задумал Петя?

1) (х - 187) - 370 = 245;

2) 370 - (х - 187) = 245;

3) (187 - х) - 370 = 245;

4) 370 - (187 - х) = 245.

5.* Найдите задуманное число (решите уравнение).

 

Вариант 2

1. Найдите неизвестное слагаемое х + 137 = 67 + 220:

1) 287; 2) 250; 3) 150; 4) 83.

2. Найдите неизвестное уменьшающееся х - (300 - 158) = 358:

1) 216; 2) 316; 3) 500; 4) 658.

3. Какое из приведенных уравнений имеет корень 403?

1) 356 + b = 782;

2) m - 202 = 259;

3) 517 - (m + 79) = 35;

4) х · х = 403.

4. Какое из уравнений соответствует условию задачи: Маша задумала число. Если от этого числа отнять 138 и к полученной разности добавить 214, то получим 400. Какое число задумала Маша?

1) 400 - (138 + х) = 214;

2) (х - 138) - 214 = 400;

3) 400 - 138 - х = 214;

4) (х - 138) + 214 = 400.

5.* Решите это уравнения.

 

Коды ответов

 

1

2

3

4

5*

 

В1

2

4

3

2

312

 

В2

3

3

3

4

324

 

III. Итог урока

По окончании выполнение тестовых работ учитель собирает контрольные листы с вариантами ответов (обведены правильные, неправильные вычеркнуты), а задача остается у учеников.

После этого учитель открывает доску с заранее приготовленными правильными вариантами ответов, ученики проверяют свои работы, отмечая в тестах те задачи, в которых они допустили ошибки. Решение непонятных заданий учитель объясняет и напоминает ученикам, что они имеют возможность заработать более высокую оценку, но для этого им надо дома выполнить те задания, в которых они ошиблись (тестовые задания ученики берут домой).

 

VI. Домашнее задание

п. 10, № 287 (6); 291 (2); 294, 309; принести линейку, карандаш.