Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология уроки для 10 классов

КЛЕТКА КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА

 

УРОК 29. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ В КЛЕТКЕ

 

Цели урока: рассмотреть особенности обмена веществ и энергии в клетке, сравнить реакции пластического и энергетического обмена.

Оборудование и материалы: таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки», «Строение мембраны», «Митоз», «Мейоз».

Базовые понятия и термины: обмен веществ, метаболизм, пластический обмен, энергетический обмен, метаболические реакции, автотрофи, гетеротрофы.

 

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся

Вопросы для беседы

1. Из каких фаз состоит жизненный цикл клетки?

2. Что такое митоз?

3. По каким признакам можно различить фазы митоза?

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Клетка является единым целым, биологической системой, элементы которой объединяет общий обмен веществ и превращение энергии. Обмен веществ клетки можно условно разделить на две части - обмен с окружающей средой и внутренний обмен или метаболизм. Точнее понятие метаболизма можно сформулировать как закономерный порядок превращения веществ и энергии в клетке, направленный на ее рост, сохранение и самовоспроизведение.

Метаболизм любой клетки состоит из двух взаимосвязанных комплексов реакций. В результате первой группы реакций происходит расщепление сложных органических соединений на более простые, а энергия, которая при этом выделяется, запасается клеткой в форме макроэргических связей ряда соединений (например, АТФ). Эта группа процессов называется энергетическим обменом. В результате второй группы реакций за счет энергии макроэргических связей происходит синтез сложных органических соединений из более простых предшественников. Эта группа процессов называется пластическим обменом.

За стратегией получения материалов для обеспечения энергетического обмена разные группы живых организмов существенно различаются между собой. Автотрофні организмы (фотосинтезуючі растения и бактерии и хемоавтотрофні бактерии) в реакциях энергетического обмена расщепляют синтезированные ими же органические вещества, чаще всего, в форме глюкозы. А вот гетеротрофні организмы (животные, грибы и бактерии) расщепляют органические вещества, которые поступают в их клеток с едой. При этом грибы и бактерии выделяют мае ферменты в окружающую среду, а поглощают и расщепляют уже довольно просты органические вещества, образовавшиеся в результате действия этих ферментов. А животные питательные вещества сначала поглощают, а уже потом начинают их обрабатывать ферментами в своей пищеварительной системе. В аэробных живых организмов (то есть в организмов, которые способны существовать при наличии в окружающей среде кислорода) расщепление глюкозы в клетках происходит в два этапа - гликолиз и дыхание. Гликолиз происходит в цитоплазме, а дыхание - в митохондриях (у эукариот, прокариоты для этого используют дыхательные белковые комплексы, расположенные на плазмалемі).

Для реакций пластического обмена своих клеток и гетеротрофні и автотрофні организмы используют внешние источники энергии и Карбона. Разница в том, что автотрофи получают Карбон из неорганических веществ (углекислого газа) за счет энергии солнечного света, а гетеротрофы - из органических веществ других живых организмов.

Заполнение таблицы вместе с учениками

 

Особенности течения отдельных процессов метаболизма

 

Тип обмена

Процесс и его особенности

Где происходит

Энергетический

Подготовительная стадия энергетического обмена. Макромолекулы расщепляются до мономеров

Окружающую среду, лизосомы, пищеварительный тракт

Энергетический

Гликолиз. Мономеры расщепляются до промежуточных соединений

Цитозоль

Энергетический

Дыхание. Промежуточные соединения окисляются до низкомолекулярных веществ

Митохондрии

Пластический

Синтез промежуточных соединений из неорганических веществ

Хлоропласты

Пластический

Синтез мономеров из промежуточных соединений

Хлоропласты, цитозоль

Пластический

Синтез макромолекул из мономеров

Цитозоль, хлоропласты, митохондрии, эндоплазматическая сеть, ядро

 

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Дать ответы на вопросы:

1. Что такое метаболизм?

2. Какие стадии можно выделить в энергетическом обмене?

3. Какие основные процессы происходят во время пластического обмена?

V. Домашнее задача