Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология уроки для 10 классов

КЛЕТКА КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА

 

УРОК 30. СОВРЕМЕННАЯ КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ. ЦИТОТЕХНОЛОГИИ

 

Цели урока: ознакомить учащихся с основными положениями современной клеточной теории; рассмотреть достижения и перспективы современных цитотехнологий.

Оборудование и материалы: таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки», «Митоз», «Мейоз».

Базовые понятия и термины: клетка, клеточная теория, взаимодействие клеток, дифференциация клеток, стволовые клетки.

 

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся

Вопросы для беседы

1. Что такое метаболизм?

2. Какие стадии можно выделить в энергетическом обмене?

3. Какие основные процессы происходят во время пластического обмена?

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Основные положения современной клеточной теории

1. Клетка является элементарной структурной единицей живого (за исключением неклітинних форм жизни). Существуют два типы организации клеток - прокаріотичний и еукаріотичний.

2. Различные клетки схожи по строению. Это обусловлено их родством и сходством функций, которые они выполняют. Разнообразие клеток связана с различиями прокариот и эукариот, разным способом жизнь одноклеточных организмов и функциональной специализации клеток многоклеточных еукаріотичних организмов.

3. Клетка является целостной системой. Все клетки состоят из отдельных компонентов, которые специализируются на выполнении определенных функций и имеют присущую им строение. Но любая функция клетки следствием узаємоузгодженої работы этих компонентов.

4. Клетки размножаются путем разделения. Прокаріотам свойственный бинарный разделение, а еукаріотам - митоз и мейоз. Перед делением в клетке происходит репликация ДНК.

5. Многоклеточные организмы сложными комплексами клеток, объединенных в ткани и органы.

Заполнение таблицы вместе с учениками

 

Цитотехнологии

 

Технология

Область применения и значение

Клеточная инженерия

Создание клеток нового типа на основе их гибридизации, реконструкции и культивирования. В узком смысле слова под этим термином понимают гибридизации протопластов или животных клеток, в широком - различные манипуляции с ними, направленные на решение научных и практических задач. Является одним из основных методов биотехнологии. Используется для решения теоретических проблем в биотехнологии, для создание новых форм растений, обладающих полезными признаками и одновременно является устойчивыми к болезням

Гибридизация соматических клеток

В основе метода лежит слияние клеток, вследствие чего образуются гетерокаріони, содержащие ядра обоих родительских типов. Гетерокаріони, что образовались, дают начало двум одноядерным гибридным клеткам. Такую искусственную гибридизацию можно осуществлять между соматическими клетками, принадлежащих далеким в систематическом отношении организмам, и даже между растительными и животными клетками. Гибридизация соматических клеток животных сыграла важную роль в исследовании механизмов реактивации генома и степени фенотипічного проявления (экспрессивности) отдельных генов, клеточного деления, в картируванні генов в хромосомах человека, в анализе причин злокачественного перерождение клеток. 3 помощью этого метода созданы гібридоми, что используются для получения моноклональных (однородных) антител

Реконструкция клеток

Изменять свойства клеток можно, вводя клеточные органеллы (ядра, хлоропласты), изолированные из одних клеток, в протопласти других клеток. Так, одним из путей активизации фотосинтеза растительной клетки может служить введение в нее высокоэффективных хлоропластов. Искусственные ассоциации растительных клеток с микроорганизмами используют для моделирования на клеточном уровне природных симбиотических отношений, играют важную роль в обеспечении растений азотным питанием в природных экосистемах

Реконструкцию клеток проводят также путем слияния клеточных фрагментов (безъядерных, каріопластів с ядром, мікроклітин, содержащих лишь часть генома интактной клетки) друг с другом или с интактными (неповрежденными) клетками. В результате получают клетки с различными свойствами, например цибриди, или клетки с ядром и цитоплазмой от разных родителей. Такие конструкции используют для изучения роли цитоплазмы в регуляции активности ядра

Улучшение растений и животных на основе клеточных технологий

Клетки, выращиваемые на искусственных питательных средах, и ткани растений является основой разнообразных технологий в сельском хозяйстве. Одни из них направлены на получение идентичных исходной форме растений (оздоровление и клональное микроразмножение, кріозберігання генофонда во время глубокого замораживания меристем и клеток пилка), другие - на создание растений, генетически отличных от исходных, путем или облегчения и ускорения традиционного селекционного процесса, или, создание генетического разнообразия и поиска и отбора генотипов с ценными признаками. Таким путем получены растения, устойчивые к вирусам и другим патогенам, гербицидам, растения, способные синтезировать токсины, патогенные для насекомых-вредителей, растения с чужеродными генами, контролирующими синтез белков холодоустойчивости и белков с улучшенным аминокислотным составом, растения с измененным балансом фитогормонов и т.д

 

IV.* Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Дать ответы на вопросы:

1. Какие положения содержит современная клеточная теория?

2. Какое значение для организма имеют стволовые клетки?

3. Какое значение для человека имеет развитие цитотехнологий?

IV.** Практическая работа

Сравнение митоза и мейоза

Цель: рассмотреть процессы, которые происходят в клетке во время митоза и мейоза, и сравнить их между собой.

Оборудование и материалы: таблицы или слайды из презентации «Митоз» , «Мейоз», фотографии клеток на разных стадиях митоза и мейоза.

Ход работы

1. Рассмотрите фотографии клеток на стадии профази митоза и профази И и профази II мейоза. Обратите внимание на общие и отличительные особенности этой фазы. Зарисуйте увиденное.

2. Рассмотрите фотографии клеток на стадии метафазы митоза и метафазы i И метафазы II мейоза. Обратите внимание на общие и отличительные особенности этой фазы. Зарисуйте увиденное.

3. Рассмотрите фотографии клеток на стадии анафазы митоза и анафазы И и анафазы II мейоза. Обратите внимание на общие и отличительные особенности этой фазы. Зарисуйте увиденное.

4. Рассмотрите фотографии клеток на стадии телофази митоза и телофази И и телофази II мейоза. Обратите внимание на общие и отличительные особенности этой фазы. Зарисуйте увиденное.

5. Сделайте вывод, в котором укажите общие и отличительные черты митоза и мейоза.

V. Домашнее задача

____________________________________________________________

* Для уровня стандарта.

** Для академического уровня.