Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Все уроки биологии в 11 классе

Тема. ПОПУЛЯЦИЯ, ЭКОСИСТЕМА, БИОСФЕРА

УРОК 29. ГРУППИРОВКИ И ЭКОСИСТЕМЫ. СОСТАВ И СТРУКТУРА СООБЩЕСТВ

 

Цели урока: рассмотреть особенности группировок живых организмов и экосистем, проанализировать состав и структуру группировок; развивать умение использовать ранее усвоенные знания; воспитывать инициативность и умение отстаивать свою точку зрения.

Оборудование и материалы: таблицы или слайды презентации с примерами сообществ живых организмов и экосистем, схемы, которые демонстрируют состав и структуру группировок.

Базовые понятия и термины: группировки, экосистема, биоценоз, видовая структура, пространственная структура, доминантные виды, субдомінантні виды.

 

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся

Вопросы для беседы

1. Какие биотические факторы вам известны?

2. Какие абиотические факторы вам известны?

3. Почему антропогенные факторы выделяют в отдельную группу?

4. Как организмы приспосабливаются к существования в разных средах?

5. Какое значение имеют биологические ритмы для живых организмов?

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Группировки и неживое среду функционируют вместе как экологическая система (экосистема). Группировке соответствует термин биоценоз, а экосистема - биогеоценоз. Таким образом накладываются не только два термина - экосистема (предложенный А. Тенслі) и биогеоценоз (предложенный В. М. Сукачевым), но и две несколько разные подходы. Экосистемой, например, может быть, за широким трактовкам западных ученых, и океан, и капля воды. В представлении В. М. Сукачева, биогеоценоз - это экосистема в границах конкретного фитоценоза.

С экологической точки зрения, критериями выделение биоценозов и биогеоценозов является видовой состав флоры и фауны, временная продолжительность системы и пространственных границ. Группировки можно назвать биоценозом только тогда, когда оно отвечает следующим критериям:

1.Має характерный видовой состав. Существует две характерные группы видов:

а) доминантные виды, которые формируют внешний вид биоценоза (очеретовий, сосновый, ковыльная, сфагновый, вересковый), причем каждый из них имеет свою особую, неповторимую внешность;

б) субдомінантні виды, которые хоть и не выделяются так отчетливо, как первая группа, но своим присутствием отражают условия местообитания. Характерные виды указывают на эти специфические условия среды, хотя часто не являются видами-доминантами.

2. Имеет необходимый набор видов. Биоценоз является системой, в рамках которой реализуется обращение материи и энергии, что осуществляется между компонентами биоценоза и среды. Поэтому биоценозом может называться только такая система, которая содержит все элементы, необходимые для реализации обращения материи.

Любой из выделенных биоценозов будет отличаться от другого по целому ряду параметров. Это не только видовой состав фито-, зоо-, микробиоценозов, но и условия окружающей неживого среды. Трудно найти в природе одинаковые по всем параметрам группировки, поскольку трудно найти одинаковые условия формирования и функционирования биоценоза. Отличия в разных группировках связаны прежде всего с экологическими условиями существования биоценозов.

Экологическая структура - это закономерное, типичное соотношение определенных видов к условиям окружающей среды и связь всего группировка по основным компонентом этого биоценоза.

Под видовым составом биоценоза понимают набор растений, животных, микроорганизмов, который является в определенном биоценозе, включая все группы организмов (вида всех типов). Для каждого биоценоза характерные свой особый набор видов и их определенное количество и соотношение. Одни биоценозы чрезвычайно богатые (тропический лес), другие - бедные (тундры, пустыни).

Под пространственной структурой биоценоза следует понимать закономерное размещение структурных элементов группировки отношении одно к одному. Каждый организм группировки занимает только ему присущее место, которое отвечает требованиям организма и взаимоотношениям определенного элемента биоценоза как с другими организмами, так и с топическими условиями. Такая неоднородность биоценоза обусловлена прежде всего неоднородностью условий, абиотических факторов в частности. Значительный влияние на пространственную структуру группировки имеют динамические процессы, происходят в биоценозе. Как правило, организмы группировки размещаются в пространстве в соответствии с количеством солнечной энергии, которая им необходима для полноценного функционирования. В более концентрированном виде это проявляется в водных экосистемах, хотя присутствует, конечно, и экосистемам суши.

Ярким примером пространственного размещение составляющих группировки является ярусность леса. Например, в широколистяному лесу выделяется пять-шесть ярусов: первый (верхний) ярус образуют деревья первого размера (дуб, липа, береза); второй - деревья второй величины (рябина, дикие яблони и груша); третий ярус составляет подлесок (лещина, шиповник, жимолость); четвертый и пятый ярусы образованы соответственно высокими (чистец лесной, багульник) и низким (клюква) травами и кустарниками; в шестом ярусе - низкие приземные травянистые растения (мхи, копытень). Есть также соответствующее количество межъярусных растений - водоросли, лишайники на стволах и ветвях, типичные эпифиты и лианы. Ярусность проявляется и в травянистых группировках (луга, степи и др.). Разная глубина проникновения и размещения активной части корневых систем обеспечивает соответствующую ярусность и подземным органам. К тому или иному ярусу растительности преимущественно приспособлены также животные, входящие в состав биоценоза.

В группировке можно выделить и горизонтальную структуру. Связано это прежде всего с тем, что в любом группировке можно найти отдельные участки, которые будут сильно отличаться от самого группировка. Это является прямым следствием неоднородности - мозаичности поверхности, прежде всего, почвенного слоя, влажности, выходов материнской породы.

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Дать ответы на вопросы:

1. Что такое группировка?

2. Чем отличается от группировки экосистемы?

3. Какую структуру имеют группировки живых организмов?

4. Зачем нужно изучать группировка живых организмов?

V. Домашнее задача