Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

1. Психология как наука

1.1. Предмет психологии

1.1.3 Психика и мозг

Психика является свойством высокоорганизованной материи, направленная на отражение объективной действительности. У человека эту функцию выполняет мозг. Психическая деятельность организма осуществляется с помощью специальных физиологических механизмов, что, объединяясь в определенные структуры, обеспечивающие восприятие и переработка информации, принятие решений и их исполнение, активизируют поведение. Эти механизмы сформировались в процессе эволюции живой материи от примитивных одноклеточных организмов, имели очень ограниченные все отражающие возможности, до высших животных, у которых уже были специализированные клетки, приспособленные для отображения сигналов определенной модальності.Такі клетки называют рецепторами. Другие клетки, ориентированные на выполнение движений и секрецию различных желез, получили название эффекторов. Управление обоими видами клеток осуществляет специализированный орган - центральная нервная система, что действует как целостность.

Строение нервной системы. У всех позвоночных нервная система имеет одинаковое строение. Ее основными элементами являются нейроны - нервные клетки, проводящие возбуждение. Нейрон состоит из тела клетки, коротких отростков - дендритов, принимающих возбуждения, и аксона - длинного отростка, который передает возбуждение другим клеткам. Место соединения аксона с дендритами или телом другой клетки называется синапсом. Он является своеобразным барьером, который должно преодолеть возбуждение.

Часть нейронов проводит возбуждение от рецепторов к центральной нервной системы, другие - от центральной нервной системы к эффекторов. Однако большинство нейронов обеспечивает связи между различными участками центральной нервной системы, которая состоит из головного мозга и спинного мозга. Верхнюю часть головного мозга образуют большие полушария, основную массу которых составляет белое вещество, из которого состоят проводящие пути. Сверху большие полушария покрыты тонким слоем (2,5-3 мм.) серого вещества, который и называют корой. В коре больших полушарий различают три вида нейронов: пирамидальные, звездчатые и веретенообразные, которые расположены в 7 слоев. Всего в человеческом мозгу насчитывают 14-15 миллиардов нейронов. Кора - важнейший орган психической деятельности.

Под большими полушариями в затылочной части размещается мозжечок, что играет существенную роль в координации движений. До больших полушарий подходит мозговой ствол, в верхней части которого расположен таламус (самый большой отдел промежуточного мозга), в нижней - гипоталамус (участок мозга, что имеет непосредственное отношение к испытанию автономной нервной системы и ряда функций, связанных с выживанием). Спинной мозг и мозговой ствол в основном осуществляют врожденные формы рефлекторного поведения (безусловные рефлексы). А кора больших полушарий является органом приобретенных в течение жизни форм поведения, которые регулирует психика.

Локализация психических функций. Каждый участок тела и каждая психическая функция связаны с определенным участком коры, то есть имеют определенную локализацию в коре. Электрическая стимуляция некоторых участков коры мозга животных и наблюдения за поведением человека во время хирургических операций на мозге показали, что раздражение одних участков вызывают мышечные сокращения, другие - зрительные, слуховые и другие ощущения. Оказалось, что значительный участок коры больших полушарий занимают нервные клетки, связанные с деятельностью кистей рук, особенно большого пальца. Есть также участки, имеющие связь с органами речи. В коре больших полушарий лучше всего представлены те органы, которые играют основную роль в деятельности и поведении человека. Наглядное изображение проекции различных органов тела на кору больших полушарий дает схематический рисунок канадского нейрохирурга Уайлдера-Грейва Пенфілда (1891 - 1976).

Значительно более сложной является проблема локализации в коре головного мозга психических функций. Первые попытки ее решения были предприняты еще в Древней Греции. Там пытались связать способности к восприятию, памяти и соображения с жидкостью, которая заполняет соответственно передний, средний или задний желудочек мозга. Позже австрийский врач Франц Йозеф Галль (1758-1828) стремился доказать, что способности людинизалежать развития различных участков головного мозга, и это можно обнаружить даже на поверхности черепа. Утверждение Галля начали френологію (гр. phren - ум, душа) - учение о локализации в извилинах больших полушарий головного мозга различных психических функций.

Связь отдельных психических функций с определенными участками коры можно проследить при локальных поражениях. Так было обнаружено центр артикуляции речи Брока и центр понимания речи Вернике. Однако дальнейшие исследования показали, что некоторые психические функции не имеют четкой устойчивой локализации в коре мозга. Тогда американский психолог Карл Лэшли (1890-1958), немецкий психолог Курт Гольдштейн (1878-1965) и др. предложили идею целостной, неделимой функции мозга, что тоже, как оказалось позже, не согласовывалась с экспериментальными данными.

Исследования, проведенные с использованием самой совершенной аппаратуры и компьютерной обработкой полученной информации, позволяют сделать вывод: каждая психическая функция является чрезвычайно сложным образованием, которое имеет динамическую локализацию в различных отделах мозга. Она обеспечивается работой определенных участков коры и целостной функциональной системой, включающей отдельные участки коры, подкорки и ствола мозга.

По современным представлениям, функционально человеческий мозг как саморегулирующаяся система имеет три основных блока. Первый энергетический блок - создает рабочий тонус коры. Он состоит из систем верхних отделов мозгового ствола, ретикулярной формации, а также образований древней коры. Второй блок принимает, перерабатывает и хранит информацию. К нему относятся задние отделы обоих полушарий, теменные и затылочные участки коры. Третий блок обеспечивает программирование, регуляцию и контроль деятельности. Нарушения в работе одного блока приводит к различным изменениям в психической деятельности.

В функциональной организации мозга человека и животных есть существенные отличия. У животных оба полушария являются равнозначными, в человека они имеют функциональную асимметрию: левое полушарие является доминирующим, а права - подчиненной. В левом полушарии расположены участки, связанные с речевой деятельностью человека. их поражение вызывает нарушение логико - грамматических операций и творческих форм мышления. Поражение участков правого полушария искажает образные компоненты восприятия и эмоциональные переживания. Вторая сигнальная система, основанная на работе левого полушария, обеспечивает качественно высший уровень отражения действительности благодаря языку.