Раздел 1
Политический менеджмент как научная
дисциплина и практический феномен
1.2. Политическое руководство и политический
менеджмент
Политическое (партийное) руководство.
Среди определений понятия “политическое руководство” наиболее обобщенным можно
считать предложенное украинским политологом С. Г. Рябовым. Политическое руководство - это руководство
государством, деятельностью партий, общественных организаций, согласования деятельности
социальных групп и институтов, всех членов общества.
Приведенное определение имеет достаточно
общий характер и его можно конкретизировать следующим образом. Политическое
руководство - это деятельность государственных органов и должностных лиц, которые занимают
верховное, иерархически наивысшее место в структуре государства и концентрируют высшие
полномочия по принятию государственных решений, высоких кадровых назначений,
распределения финансовых и материальных общественных ресурсов, а также использования
силовых и информационных структур государства [228, 25].
Сущность политического руководства
обусловлено прежде всего специфическими особенностями политики как общественного явления:
политика - это борьба за власть и ее
содержание;
политика - это самое эффективное средство
(механизм) использования власти в интересах любого субъекта
общественно-политического процесса;
политика - это соответствующая система
ценностей, установок и норм, которые используются с целью обеспечения власти.
Приведенные толкования дают возможность
сформировать более конкретное представление о политике как теоретико-прикладной феномен,
ее особенности, отличия от государственного управления.
Политическое руководство достаточно часто
путают или отождествляют с государственным управлением, хотя государственное управление - это
непосредственная деятельность тех государственных органов и должностных лиц, которые
подчинены политическому руководству. Иначе говоря, политическое руководство как
социальный феномен - понятие шире государственное управление. В. Токовенко
отмечает, что политическое руководство - это государственное социальное управление общей
компетенции, а государственное управление (администрирование) - государственное социальное
управления специальной компетенции [228, 36].
Основные функции политического
руководства на общегосударственном уровне:
• определение и выделение
важнейших общественно-политических проблем и их приоритетности (в государстве это
осуществляется на общенациональном, общегосударственном уровне);
• разработку и принятие общих
политических решений (таких, которые в идеале соответствуют интересам всех социальных
групп общества, классов и т.п.);
• определение и выделение имеющихся
общественных ресурсов для решения сложных социально-экономических и духовных
проблем большинства граждан;
• создание разнообразных, в том числе и
временных, структур управления для реализации решений общегосударственного масштаба и характера;
• передача (делегирование)
полномочий и ресурсов соответствующим структурам управления;
• контроль за деятельностью соответствующих
структур государственного управления.
Аналогично (только в других масштабах и
возможностях) осуществляется политическое руководство и на региональном уровне.
Общим для государственного управления и
партийного руководства является то, что они влияют на решение общественно-политических
проблем, на функционирование общества в целом, хотя способы, механизмы такого
воздействия существенно различаются.
В. Вильсон, М. Вебер, Б. Гурне и
другие ученые-обществоведы, общественные деятели различают политическое
руководство и государственное управление, хотя многие, как отмечалось, такого
разграничение не придерживается. “Мы говорим о плохой политике, - пишет,
в частности, О. Шабров, - если ее следствием является потеря управления обществом. Мы
говорим об эффективном управлении, когда политическая жизнь теряет свою остроту и
перестает привлекать повседневную внимание обывателя” [243, 9].
Имея много общего, государственное
управления и партийное, политическое руководство является, впрочем, отличными разновидностями
управленческой деятельности.
Государственное управление в большей степени
базируется на нормах, регламентаціях и регламентах, инструкциях и положениях,
осуществлении функций проверки, контроля.
Партийное руководство преимущественно
рассматривается как идейное руководство, целостное, связанное с
идейно-пропагандистским, воспитательным воздействием на граждан, на отдельные общественные
группы, на общество в целом. И, что существенно, если государственное управление
связано с низшими ступенями власти, то партийное руководство касается именно
высших ее ступеней.
Для стабильного поступательного
развития страны необходимы следующие условия: сочетание и взаимное сбалансирование
государственного управления и политического руководства, что достигается многими
составляющими: четкостью функционирования политической системы; установлением механизма
взаимодействия и противовесов всех ветвей власти; развитием общественной инициативы и
гражданского общества; эффективной кадровой политикой; совершенной
управленческой культурой во всех звеньях управления и руководства государства.
Изложенное касается прежде всего
государственного управления, а конкретнее - управление государственным сектором, поскольку
именно здесь в последнее время ведутся дискуссии относительно общности и различия в
системе государственного управления “администрирование” и “менеджмента”, поиска новых, более эффективных моделей
управления. В частности, только на протяжении последнего десятилетия предпринимались попытки
воплотить в госуправлении так называемый менеджеріалізм (К. Полліт, 1990), новое
государственное управление (К. Худ, 1991), государственное управление, базирующееся на
рыночных отношениях (Лен, Розенбаум, 1992), и др.
Политическое руководство осуществляется
преимущественно политической элитой, которая от управленцев (бюрократии) отличается
своими функциями - она непосредственно не решает тех или иных вопросов. На
управление государством политическая элита влияет своей политической волей, разработкой
кардинальных, стратегических направлений и вопросов функционирования, развития государства.
Поэтому в психологическом восприятии обществом политическая элита стоит несколько
выше, чем государственные управленцы, менеджеры. В практическом социальном бытии
политическая элита что пытается усиливать, совершенствовать контроль над
бюрократией, желая сделать ее максимально подвластной, управляемой. Известно,
насколько управляемой является бюрократия именно в тоталитарных обществах. В частности,
вспомним роль, статус КПСС и государственных органов в бывшем СССР.
Действенными путями политической элиты
относительно управления бюрократией есть постоянные “чистки” управленческого корпуса, его
замена, сокращение, введение разнообразных форм отчетности и т.д. Именно
благодаря им элита делает бюрократию действенным и послушным механизмом в своих руках.
Во многих странах, особенно в
условиях определенной социальной нестабильности, формируется так называемая
государственно-политическая элита. В Украине, например, она появилась вследствие
компромиссного слияние старой номенклатурной генерации политиков с политиками
новой генерации - представителями национально-демократической оппозиции [195, 139].
Считается, что государственные управленцы
рутинніші, консервативнее за политическую элиту, скорее бюрократизуються. Они также
успешно мимикрируют, оперативно приспосабливаются к новым общественно-политических
условий жизни общества, народа, функционирования государства, успешно отыскивая
собственные выгоды в любой ситуации. Предотвратить это может только эффективная,
научно обоснованная и действенная кадровая политика. Это крайне необходимо, потому, как
отмечает Я. Матийчик, “достигнув неоправданно большого влияния, бюрократия,
переходя из традиционных участков (зон) функционирования - обеспечение
“процедуры” и “экспертизы”, начинает развиваться в высшей сфере общественной
деятельности - политике” [163, 6]. Такая ситуация является довольно распространенной и в Украине,
в большинстве посттоталитарных государств - как подтверждение нецелесообразного смешивания
политического руководства и государственного управления.
Политический менеджмент. Понятие
“политический менеджмент” (как явление, процесс) значительно уже понятия “политическое
руководство”, поскольку его основные принципы заключаются в том, как отмечает
украинский политолог В. М. Бебик, что имеем дело с практичным аспектом
политики - непрерывным рассмотрением, принятием, а главное - практическим воплощением
политических решений, наставлений и т.д. [22, 189]. Однако такое определение политического
менеджмента несколько упрощенное.
Известный российский политолог Д. В.
Ольшанский под политическим менеджментом понимает “такую организацию и управление
политическим процессом, которые делают политический процесс и, в частности, деятельность
политика (партии, организации) максимально эффективными в конкретных условиях”
[154, 41].
Другой российский специалист в области
политического менеджмента Г. В. Пушкарева считает, что политический менеджмент - это
один из видов управленческих отношений в политике, позволяющий решать такие
задачи, как укрепление авторитета государственного или политического деятеля, создание
благоприятных условий для деятельности государственного учреждения или
политической партии путем формирования в массовом сознании их привлекательного
образа, электоральных предпочтений населения, создание политических союзов и блоков,
влияние на противников в политических конфликтах и т.д. Это является объемнее, полнее
определению понятия “политический менеджмент”.
Пожалуй, наиболее удачным является такое
формулировка: Политический менеджмент - наука и искусство управления политической
поведением.
Довольно часто также путают или
отождествляют понятия “политический менеджмент” и “политический маркетинг”. Не надо
забывать, что политический маркетинг - это наличие определенных теорий и методов, которыми
пользуются в политике, в политических процессах и влияют на
граждан, на субъектов политики.
Политический маркетинг - это средства, а
политический менеджмент, в большей степени - механизмы функционирования, существования
политических процессов, влияния на политическое поведение, действия, процессы, политику
в общем.
Если идти по обозначенной выше логике
определение понятия “политический менеджмент”, то можно назвать и такую важную
его особенность, как всестороннее влияние соответствующих факторов и обстоятельств на суть,
содержание и характер политических явлений и процессов.
Политический менеджмент - это любые
действия, движение вокруг политики. Он существенно отличается от другого менеджмента
(производственного, финансового, инвестиционного, стратегического и т.д.) тем, что
осуществляется в такой специфической форме, системе ценностей, координат, отношений, как политика. Он имеет
рассматриваться и исследоваться как одна из неотъемлемых составляющих политической
науки, основная задача которой - поиск рациональных принципов принятия политических
решений, разработки практических рекомендаций по социальному управления, устранение
политических конфликтов [247, 305].
Поскольку политика - это уникальный,
сложный комплекс и синтез самых разнообразных типов и форм
человеческой деятельности, то и политический менеджмент - не менее сложный и
многоаспектный феномен, что обусловливает, регулирует политическую жизнь, политическую деятельность
и взаимодействие всех субъектов политики.
Политический менеджмент - это
менеджмент в политической сфере. Он связан с многогранным политическим
жизнью, политическими отношениями, политической деятельностью и политическим руководством.
Политическая жизнь - это часть
общественной жизни, связанная с политической властью и реализацией социальных
интересов, основным содержанием которого является осознанная и целенаправленная политическая
деятельность людей. Именно такими особенностями политической жизни детерминируется
характер политического менеджмента, определяется его отличие от других видов
менеджмента в целом.