Раздел 1
СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ЕГО ЧЕРТЫ
И МЕСТО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
1.2. ОСНОВНЫЕ
ПРИЗНАКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО МЕСТО В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Первой и важнейшей для
понимание характерным признаком предпринимательства является констатация индивидуального
характер предпринимательской деятельности. Предпринимательство - это всегда результат
частной инициативы (хотя не исключаются и другие формы кооперации и
ассоциации), свободной от непосредственного государственного вмешательства. Предпринимательство
предусматривает разработку и осуществление экономического проекта, в основном
независимого от государственного управления и финансирования, в плане автономного
поиска необходимых средств. Это могут быть собственные средства одного или нескольких
предпринимателей или заемные средства (кредиты), возврат которых планируется после завершения
производственного или торгового цикла и получения рассчитанной прибыли. В этом
понимании предпринимательство, охватывающее ряд хозяйственных секторов, в целом
альтернативой государственному сектору экономики, который функционирует исключительно на базе
политики государства относительно него и финансируется из государственной казны.
Не менее важным является понимание
поощрительных мотивов, стимулов для занятия предпринимательством. И здесь
первоочередным стимулом является стремление получить прибыль. Отсюда следует
самый простой следствие: действующее частное предприятие прибыльное (рентабельное) уже
по определению; убыточное не только не принесет желаемой прибыли, но и разорит
предпринимателя. Выражение “вылететь в трубу” при всей своей примитивности очень точно
передает содержание этого явления. Поэтому можно утверждать, что приватнопідприємницька
сфера экономики в целом является сферой всегда рентабельной - нерентабельные частные
предприятия просто обречены на ликвидацию или перепрофилирование. Обеспечение
своего проекта - основа основ всех расчетов предпринимателя и основной предмет
его заботы в процессе деятельности.
Из первых двух вытекает и третий
следствие, что касается характера работы предпринимателя, а именно -
организаторская работа. Она делится на несколько последовательных стадий:
• изучение конъюнктуры рынка с
целью определения приоритетных с точки зрения будущей прибыли сфер экономики;
• финансово-экономические расчеты
(в частности калькуляция предыдущих затрат), которые положены в основу проекта;
• изучение действующих законоположений,
регламентирующих выбранную предпринимателем форму деятельности;
• разработка на их базе и утверждения в государственных
органах нормативного акта (актов) будущего предприятия;
• поиск и мобилизация средств
(инвестиций);
• привлечение специалистов и рабочих
до непосредственного поэтапного осуществления работ;
• текущее управление производственным
процессом;
• организация сбыта произведенной
продукции или оказанных услуг (маркетинг);
• отчетность перед налоговыми и
контрольно-ревизионными органами государства.
На всех стадиях предпринимательской
деятельности персональную ответственность за ее последствия - как финансовую, так и
юридическую - несет предприниматель. Финансовая ответственность заключается в обеспечении
рентабельности проекта (не обеспечив ее, предприниматель обанкротится), юридическое -
в соблюдении действующих законов, обеспечении прав всех рабочих и служащих,
вовлеченных в осуществление проекта (не придерживаясь последних, предприниматель вступает
в конфликт с государством, что равнозначно преступлению со всеми юридическими последствиями).
Нужно заметить, что
предпринимательство как заметное в масштабах государства явление возможно лишь в условиях
развитых рыночных, товарно-денежных отношений, при наличии в обществе
свободы торговли и свободного ценообразования, а также частной собственности на
средства производства и права на получение доходов. Кроме того, оно возможно при
свободном “рекрутстве” кадров предпринимателей из всех слоев населения, то есть в
обществе с развитыми демократическими нормами и традициями. В полной мере это
реализуется через принцип равенства всех граждан
перед законом и свободу конкуренции, поскольку единственным критерием пригодности к
предпринимательской деятельности есть личные способности человека. Сословные или политические
ограничение является губительным для предпринимательства фактором. Поэтому о предпринимательстве на
ранних этапах человеческой истории, в рабовладельческое и феодальное эпохи можно
говорить в определенной степени условно, констатируя лишь наличие отдельных элементов
частной инициативы, эпизодов предпринимательской деятельности. Древние восточные
деспотии и Римская империя в период ее расцвета стремились, с одной стороны,
держать под полным контролем все сферы жизнедеятельности общества, а с другой -
ведя непрерывно захватнические войны и нещадно эксплуатируя рабов, не имели нужды в рентабельности производства. Феодальное же
общество с его закостенелой сословной структурой, основываясь в значительной степени на натуральном хозяйстве при минимуме товарно-денежных отношений, также не способствовало
частной инициативе производителей. На деятельность потенциальных предпринимателей
накладывалась ряд политических, религиозных и сословных ограничений. Не случайно
единственным исключением из этого правила была экономика ряда регионов, базировавшаяся
в основном на торговле, которые по своим политическим строем и сформированными
традициями были свободны от таких ограничений. Это торговые города средневековой
Италии - Венеция и Генуя, Ганзейский союз в Северной Германии (Гамбург,
Бремен, Любек), Новгородская республика в
средневековой Руси. Как постоянный и значимый в масштабах государства фактор
экономики предпринимательство появляется лишь на стадии перехода от позднего
средневековья к Новому времени - примерно от эпохи Великих географических
открытий до первых буржуазно-демократических революций.
Внимательный анализ трактовки
предпринимательства побуждает еще к нескольким соображениям. Из необходимости негосударственного
финансирования, самостоятельного поиска средств следует, что такое возможно только при
кредитных учреждений. Поэтому история предпринимательства как за рубежом, так и
в Украине теснее всего была связана с развитием финансов и кредита, а
становление кредитных институтов было одновременно и показателем, и предпосылкой
успешного развития предпринимательской деятельности. А потому закономерно, что первые банки
и страховые компании появились в средние века именно в Северной Италии и
Северной Германии, а начальные бурной предпринимательской активности в ХVIII-XIX вв. повсеместно предшествовал
банковский “бум”.
Обращаясь к категории прибыли как
основного стимула в предпринимательской деятельности, можно заметить его связь с
понятием эксплуатации. Задача безусловного обеспечения рентабельности
побуждает предпринимателя к необходимости сокращения издержек производства, экономии на
фондах заработной платы, охраны труда, социальной защиты работников. В
условиях несовершенства законов о частном предпринимательстве и слабости моральных
сдерживающих начал погоня за прибылью порождала
наиболее бесстыдную эксплуатацию трудящихся, произвол предпринимателей в очень жестоких
формах. К. Маркс посвятил всю заключительную 24 главу первого тома классической
труда “Капитал” ужасами капиталистической эксплуатации на стадии первоначального
накопления. Однако соотношение между размером заработной платы рабочих и
их эксплуатацией вошло до азбуки политэкономии задолго до К. Маркса. Об этом
писал еще “отец политэкономии Адам Смит (1733-1790), а Дэвид Рикардо
(1772-1823) сформулировал экономический закон: чем выше заработная плата работника,
тем ниже прибыль предпринимателя и наоборот. Поэтому через стадию жестокой эксплуатации
проходила в процессе своего становления и развития рыночная экономика всех без
исключения стран, что, в свою очередь, стало основой для появления многих революционных
и социалистических теорий, включая марксизм.
Впрочем, стадия “дикого”,
“эксплуататорского” капитализма имеет исторически преходящий характер. В процессе
формирование институтов правового государства, образования органов представительной
демократии начинается разработка фабрично-заводского законодательства.
Предпринимательство постепенно ограничивается системой регламентирующих норм и правил,
учитывают права и интересы работников, способствуют повышению их жизненного уровня
и предоставляют наемном труде рис социального и экономического партнерства.
Одновременно в среде самих
предпринимателей продолжается поиск форм и методов деятельности, свободных от крайностей
эксплуатации. Зарождаются и приобретают устойчивый характер традиции
благотворительности, забота о жизни и быте рабочих, привлечение их к участию в
делах предприятия. Это предопределяется как моральными и религиозными, так и сугубо
прагматическими соображениями (повышение производительности труда, предотвращения
социальным конфликтам и т.п.). Уменьшение доходов при больших отчислениях на
заработную плату и социальную сферу компенсируется предпринимателями за счет
подъем общей культуры производства и расширение его объема, повышения
производительности труда на основе использования научно-технических достижений и
государственных страховых и пенсионных механизмов.
Впоследствии, на рубеже ХІХ-ХХ вв.,
начинает действовать общественно-экономический механизм, описанный Дж. М. Кейнсом
(1883-1946): увеличение заработной платы способствует росту покупательной
активности населения, что, в свою очередь, стимулирует дальнейшее развитие (и, следовательно,
повышение суммарной прибыльности) производства.
Именно на этот период приходится
выделение, конкретизация сущностных черт предприятия. Основные из них:
• владение капиталом;
• сочетание разнородных факторов
производства;
• ориентация на получение прибыли
и капитализация дохода;
• личная инициатива,
самостоятельность, чувство ответственности и готовность к риску;
• творческая фантазия и “бойцовские”
способности, необходимые для борьбы с конкурентами, преодоления неблагоприятных
обстоятельств и т.д.
Нетрудно заметить, что все
перечисленные свойства и качества, необходимые бизнесмену, прямо или косвенно
вытекающие из приведенного выше определения предпринимательства.
Предпринимательская деятельность медленно,
но неуклонно гуманізується, приобретает все все более цивилизованный вид, становясь
мощным фактором не только экономического, но и
социального и культурного прогресса общества; способствует раскрытию потенциала
человеческой личности, дает человеку ощущение настоящей свободы, являясь в то же время
лучшей формой социальной защиты. Огромная роль в обретении предпринимательством
указанных рис принадлежит государству, его политике.
Государственная макроэкономическая политика
должно не только стимулировать предпринимательство в целом, но и направлять его на
развитие тех признаков и свойств, которые придают ему социальную направленность,
этика, гуманизм. В случае неблагоприятного отношение государства к этому аспекту
предпринимательства создаются условия для его отчуждения от проблем общества,
тенизации, криминализации.
На макроэкономическом уровне, то есть на
уровне общегосударственной организации общественного производства, проблема
обеспечение прибыльности хозяйства, достижение преобладания доходов над
расходами предстает столь же остро, как и в деятельности отдельного частного
предприятия. Но в отличие от частнопредпринимательской сферы государство вынуждено
мириться с наличием явно убыточных секторов. Это, во-первых, вся
военно-промышленная сфера, требующая огромных затрат, но
прибылей не приносит. Это значительная часть социальной сферы; содержание многочисленной
армии чиновников и руководителей, области образования, культуры и государственной пропаганды.
При наличии большого количества убыточных секторов экономики и невозобновляемых
статей расходов наступает хронический дефицит государственного бюджета (превышение расходов
над доходами) и государство вынуждено искать внебюджетные источники
покрытие дефицита. К таким источникам относятся: ограбление соседних стран и
народов в результате победоносных войн, неоплачиваемый труд (эксплуатация рабов),
распродажа или “проедание” государственных запасов, а в более поздние времена - внешние и
внутренние займы, государственная порча монеты, не обеспеченная товарным покрытием
денежная эмиссия и т.д.
Убыточная в экономическом плане
государство может существовать довольно долго при наличии внебюджетных источников, но
все-таки их использование имеет в исторической перспективе временный характер (в
войнах невозможно побеждать постоянно, количество рабов со временем сокращается,
государственные запасы тают, долги рано или поздно придется отдавать). Когда дефицит
бюджет приобретает хронический и непреодолимого характера, а внебюджетные источники
исчерпываются, экономика страны “вылетает в трубу”. Наступает эпоха распада государства.
Это одна из основных причин катастрофы некогда могущественных государств. Именно так прекратили свое существование
государство Александра Македонского, Римская империя, халифат Аббасидов, империя
Карла Великого. Другие факторы распада - политические, военные, идеологические,
личностные (интриги в высших сферах, борьба за власть), хоть внешне и выходят
на передний план и поэтому большинством современников расцениваются как основные причины,
собственно, бывают лишь дополнительными, то есть каждый на своем “участке” закрепляет
общеэкономический коллапс.
Итак, приватнопідприємницька форма
организации экономики оказывается чрезвычайно выгодной для выживания и
благополучного развития государства. Она, во-первых, исключает из сферы государственных
забот целые отрасли производства, которые были убыточными, и делает их прибыльными.
Во-вторых, она организует их функционирование на собственные, то есть внебюджетные средства.
В-третьих, частное предпринимательство способно более гибко реагировать на потребности
рынка, быстро менять профильную структуру производства, вовремя прекращать
выпуск лишнего, такого, что не находит спроса, продукции, создавать новые
области. Государство, лишившись крайне обременительной необходимости содержать убыточные
производства, наоборот, начинает получать не только средства в виде налоговых
отчислений из прибыли, но и, что еще важнее, конкретную, нужную
стране и населению продукцию (зачастую и лучшего качества), доведение которой до
потребителя также берет на себя частник. Но это возможно лишь при достаточно высоком
уровне развития товарно-денежных отношений и при условии снятия сословных, государственных
и религиозных ограничений на предпринимательскую деятельность.
Однако указанное не предусматривает
абсолютного невмешательства государства, которое выдавалось за безусловное благо, в
предпринимательскую сферу. Такие теории в начале капиталистического предпринимательства
были довольно распространены и в отечественной экономической литературе получили название
фритредерства (от англ. free trade - свободная торговля). Полная
свобода от государственного контроля вращалась, как уже отмечалось, самой жестокой
эксплуатацией и, как следствие, приводило к социальным конфликтам, что часто
угрожали самому существованию государства. Бесконтрольное частное производство,
ориентировано только на прибыль, чаще всего представляло опасность для государства и в
политическом, и в военно-стратегическом плане (например, если такое производство
ориентированное на кредитные связи и торговле с враждебными государствами). Для государства
избыток определенных изделий часто невыгоден и, наоборот, иногда необходимо побудить
частника до производства нужной продукции. Наконец, без надлежащего
государственного контроля невозможно поставить надежный барьер мошенническим тенденциям
в предпринимательстве, легализации через систему
частных предприятий денег, нажитых криминальным путем, и т.д.
Причины, которые тормозят предпринимательскую
активность, могут лежать и в сфере человеческой психологии, быть чисто эмоциональными.
Психологически трудно (иногда просто из зависти) примириться с появлением богатых,
чем ты сам, и поэтому независимых от твоей воли людей. Усиливает такую враждебность и
осознание того, что предприниматель добивается богатства собственными усилиями, а
не получает его благодаря месту в сословной иерархии или как “подарок” верховной
власти. Успех предпринимателей зачастую отражает никчемность, деловую
нищета многих, причастных к государственному управлению людей. Это побуждает к
скрытой противодействия или стремление “позволять” предпринимательскую деятельность только
“своим”.
Создается парадоксальная ситуация:
для успешного функционирования приватнопідприємницькій сфере нужна полная
свобода. Но вместе с тем государству крайне невыгодно и даже опасно предоставлять
всем, кто этого желает, в полном объеме. Тем временем предпринимательство необходимое
- без него государство не справится с содержанием убыточных отраслей производства,
не решит проблемы нарастающего бюджетного дефицита.
Этот парадокс развязывался течение
нескольких столетий через поиск таких форм и методов управления частной сферой
экономики, которые оставляли бы ей достаточно пространства для создания и успешного
функционирования и одновременно обеспечивали эффективный контроль, направляли
деятельность предпринимателей в нужном государству направлении.
К таким средствам управления и контроля относятся
прежде всего текущее законодательство о предпринимательской
деятельность. Издание законов, регламентирующих негосударственное
производство и сферу услуг,
утверждение внутренних
нормативных актов самих частных предприятий (особенно
если это делается в демократических процедурных рамках) превращается в цивилизованную и действенную форму
управление частной
сферой производства.
Эффективным средством управления является налоговое и кредитное регулирование. Увеличивая
или уменьшая налоги, процентную ставку кредитования, государство, не ограничивая
свободы частника, получает результативный механизм влияния на него, управление
и контроля. Государство осуществляет это в русле общей
финансовой политики, что предполагает монополию на эмиссионную деятельность, контроль
за совокупной денежной массой в стране, регулирования курса иностранных валют, таможенные правила и др.
И наоборот, как экономически и исторически
малоэффективны, а в массовом восприятии - антидемократические зарекомендовали себя
меры непосредственного административного вмешательства в деятельность частных
предприятий. Столь же малоэффективной (хотя и удобной с точки зрения чиновников)
оказывается система предоставления привилегий на занятие предпринимательской деятельностью
только лицам, прямо связанным с властью, что пользуются негласной (как
административной, так и финансовой) поддержкой государства.
Исторически очерченный процесс выработки
мер регулирования осуществлялся по линии развития от малоэффективных в более
эффективных способов. В нынешних высокоразвитых рыночных системах сплошь
доминируют регуляторы законодательного и финансово-кредитного типа, что не исключает, конечно, сохранение элементов
непосредственного государственного вмешательства. Иногда непосредственное вмешательство допускается
(но опять-таки, только в рамках действующего
законодательства) в экстремальных обстоятельствах - во время войн, масштабных
экономических кризисов и т.д.
В целом перечисленные меры можно назвать
мерами государственного регулирования предпринимательской деятельности, а юридические,
организационные и финансовые основы такого регулирования -
институционально-правовыми основами предпринимательства.
Таким образом, предпринимательство играет
важную роль в экономической системе общества. Оно прошло длительный период
развития и его функционирование регулируется государством.