Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Раздел 1

СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ЕГО ЧЕРТЫ И МЕСТО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

 

1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ СУЩНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Становление предпринимательства как сложного и многоаспектного социально-экономического явления прошло длительное исторический путь. В течение многих веков формировались наиболее целесообразные его организационно-правовые формы, типы социально-экономических взаимосвязей с государством, гражданами, отрабатывалась нормативно-правовая база.

Развитие предпринимательства исторически связан с эволюцией производительных сил. Рост общественных потребностей требовало перехода от простейших индивидуальных форм взаимодействия с природой - сбор, звероловства, бортничества к более совершенным - цехового ремесленничества, торговли, фабричного производства. Постепенно все большие массы людей привлекались к процесса производства и обмена. Наиболее ярко предпринимательство начало проявляться в сфере торговли и обмена: сначала между общинами, городскими и сельскими поселениями, потом, в процессе разделения труда между производителями различных товаров. Недаром на украинских землях и в России предпринимателями считали “купеческое сословие”, что сочетал прослойки торговцев, промышленников, коммерсантов.

Со временем предпринимательство доказало, что оно является наиболее эффективным средством организации производства, обмена и потребления, становится системо-образующим фактором рыночной экономики, способствует достижению продуктивной занятости, росту благосостояния населения, предоставляет возможность определенной прослойки граждан реализовать свои хозяйственные способности, наклонности, таланты.

В процессе эволюции предпринимательства сформировалось четыре концептуальных подхода к представлению об его сущность, в определенной степени отражают также этапность его развития.

Для характеристики первого подхода целесообразно использовать точку зрения французского исследователя бизнеса Ришара Кантильона, который в начале XVIII в. считал, что предприниматель - это человек, который закупает средства производства, чтобы производить и продавать продукцию с целью получения прибыли, и несет расходы, не зная, за которыми ценами состоится ее реализация. Итак, кроме осуществления предпринимателем производственной и торговой функций, в этом определении автор подчеркивает такую черту предпринимательства, как риск и неопределенность, связанные в частности с невозможностью предсказать цены при реализации произведенной продукции. Поэтому в первом концептуальном подходе предпринимательство рассматривается как явление, что, во-первых, отождествляется с риском и финансовой ответственностью, а во-вторых, характеризуется наличием в предпринимателя собственности на средства производства.

Во втором подходе предварительное представление о предпринимательстве дополняется ролью организатора, которую должен выполнять предприниматель. Типичным для этого подхода является мысль Ж.-Б. Сэя, который делает акцент на організуючій функции предпринимателя, определяет его как человека, который способен организовать других, обеспечить рациональную комбинацию факторов производства (земли, труда, капитала). Этот автор ставит предпринимателя в центр производственного процесса, испытывает, что именно талант английских предпринимателей стал одним из основных факторов успеха развития промышленности в этой стране. На значении управленческой труда говорил и Адам Смит, который, хотя и представлял экономику самодостаточным механизмом, функционирование которого обеспечивается действием “невидимой руки” одновременно выделял фигура управленца.

В определении, которое дает в конце XVIII ст. Бодо, указанные черты различных подходов интегрируются - предприниматель рассматривается уже как человек, владеющий предприятием и при этом планирует, организует и контролирует производственный процесс.

Развитие предпринимательства исторически связан с эволюцией производительных сил и производственных отношений, соответствующих уровню их развития. Экономическая наука, которая отражает в совокупности своих теоретических положений и изменения, происходящие в системе производственных отношений, соответствующим образом реагирует на ее представления о сущности предпринимательства. Те изменения, которые имели место в развитии капиталистических производственных отношений, расширили формы предпринимательства, сферу его действия. Последнее породило третий подход к трактовке сути предпринимательства.

В конце XIX века. Френсис Уокер вводит разграничение субъектов предпринимательства - выделяет тех, кто владеет капиталом и предоставляет его производителю, получая за это проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям. Другие авторы добавляют к характеристике предпринимательства такие черты, как развитие функции собственности, ориентированной на рост капитала и присвоение прибыли, создание и организацию работы нового предприятия. Итак, в концепциях третьего направления подчеркивается основная черта предпринимательства - его прямое отношение к собственности. Именно эта обстоятельство стало ядром марксистской теории, в которой предприниматель рассматривается как капиталист-эксплуататор.

Таким образом, предприниматель, по мнению выдающихся теоретиков прошлого, - это человек, который на свой страх и риск, за собственные средства организует процесс производства с целью получения прибыли, обнаруживает инициативу. Собственно такая сущностная характеристика предпринимателя с небольшими модификациями остается неизменной до сегодня. Однако существует мнение, согласно которой прямое владение предпринимателем средствами производства в определенной степени сдерживает его экономическую активность и мешает раскрытию организационного таланта. Но в общественном сознании предпринимательство все равно рассматривается как прямая функция собственности. Преобладающим остается мнение, что действия предпринимателя ориентируются на возрастание капитала, развитие производства и присвоение прибыли. Главным аргументом в ее пользу является то, что предпринимательство в отрыве от собственности становится подчиненным фактором и, по сути, представляет собой управленческий процесс, обычную работу по найму - “наемным менеджером” или “первым менеджером” (если речь идет о высшие управленческие звенья).

На наш взгляд, такое утверждение является недостаточно корректным для настоящего. Дело в том, что содержание и соотношение функций собственности и предпринимательства нельзя рассматривать в одном устоявшемся, неподвижном состоянии. Их взаимозависимость находится в постоянном движении. На современном этапе развития капитализма, основной движущей силой которого является личный интерес, когда каждый человек стремится делать то, что выгоднее ей самой, произошли заметные изменения в соотношении этих функций. Даже не владея средствами производства, предприниматель в условиях информационно-инновационной революции является владельцем своего интеллектуального капитала, интеллектуальной собственности, без которой осуществление любых сложных инновационных проектов становится невозможным. В процессе сочетания этих форм собственностей, с одной стороны, интеллектуальной, а с другой - материальной, можно ожидать значительных прибылей как собственником средств производства, так и собственником интеллектуального капитала. Такое взаимодополнение интеллектуальной и материальной форм собственности и распределения прибыли пропорционально материальному имуществу одного и талантливости, организаторским качествам другого является характерной чертой современного цивилизованного рынка в стабильных и развитых странах.

Поэтому для четвертого подхода к сущности предпринимательства присущ его рассмотрение как вида управленческо-организаторской деятельности. Но это специфический вид управленческой деятельности, осуществляемой на основе особого предпринимательского таланта человека, который имеет способность выявлять перспективные направления развития бизнеса в непредсказуемой рыночной ситуации, может определять незаполненные и наиболее прибыльные рыночные “ниши”, строить эффективные предпринимательские проекты, прежде всего на основании использования нововведений. По мнению части ученых послевоенного периода ХХ ст., именно стремление к нововведениям, совершенствование составляет сущность предпринимательской деятельности. К сторонникам именно этого подхода прежде всего необходимо отнести выдающегося австрийского теоретика предпринимательства И. Шумпетера, который обогатил указанную концепцию несколькими положениями. Он отметил таком качестве предпринимательства, как новаторство, “поставил на пьедестал” предпринимателя-новатора, решительно подчеркивал идею развития предпринимательства на основе главного источника - нововведений, направленности на организацию новых предприятий, передовых технологий. При этом важна его мысль о том, что право собственности на промышленное предприятие или вообще на любое имущество не является существенным признаком предпринимателя. По И. Шумпетером, рыночной экономической системе присущ самодвижение благодаря непрерывному процессу воспроизведение новых комбинаций факторов производства, поиск которых и становится основной функцией предпринимателя. Именно этим он отличается от других субъектов хозяйствования, которые могут использовать только имеющиеся средства производства, стали технологии, стандартные формы и методы хозяйственной деятельности. Но при этом предприниматель как самостоятельный субъект рынка и владелец интеллектуального капитала несет личную ответственность за результаты деятельности в отличие от обычного менеджера, который работает по найму. Таких взглядов придерживался и Ф. Хайек. Он считал, что экономическая конкуренция побуждает предпринимателей к непрерывного поиска новых сочетаний знаний индивида с производственными и человеческими ресурсами, которые доступны в этой рыночной ситуации. Поэтому сущность предпринимательства - поиск и изучение новых экономических возможностей, нового экономического поведения, а не вида деятельности.

Определенное обобщение нескольких взглядов на предпринимательство сделал известный автор А. Шапиро. Он отмечает, что практически все определения предпринимателя и предпринимательства имеют в виду такое поведение, которое включает ряд составляющих. Это, во-первых, элементы инициативы; во-вторых, процесс организации или реорганизации социально-экономических механизмов, что дает возможность выгодно использовать факторы производства с учетом конкретной ситуации; в-третьих, свойство и умение брать на себя ответственность за возможную неудачу (то есть готовность к риску). Такую точку зрения фактически также высказывают К. Г. Макконнелл и С. Л. Брю, авторы популярного учебника “Экономикс”, которые рассматривают предпринимательские свойства как определенный человеческий ресурс и определяют четыре взаимосвязанные функции предпринимателя. Во-первых, сочетание предпринимателем по собственной инициативе в единый процесс производства таких ресурсов, как земля, капитал и труд. Во-вторых, принятие основных решений в процессе ведения бизнеса и определения курса деятельности предприятия. В-третьих, новаторство, которое заключается в создании новых товаров и услуг, новых производственных технологий и новых форм организации бизнеса. В-четвертых, умение рисковать собственным временем, трудом, деловой репутацией, а также средствами - собственными, компаньонов и акционеров для получения прибыли.

К тому же, предприниматель - это новатор, который идет на риск и стремится производить на коммерческой основе новые продукты, использовать новые производственные технологии, новые формы организации бизнеса. Именно новаторство и творчество отличают предпринимателя и бизнесмена от хозяйственников. Как отмечается в отечественной литературе, бизнесмен может быть предпринимателем-новатором, а может - в отличие от предпринимателя - быть обычным хозяйственником.

Таким образом, на каждом этапе экономического развития в зависимости от уровня развития производительных сил, содержания государственной экономической политики формируется определенное “лицо” предпринимательской деятельности, развиваются именно те черты, которые больше всего нужны в конкретных исторических условиях. Так, в ХVII в. особое значение приобретает предпринимательский риск, в ХVIII в. появилась необходимость разграничение функций собственника и предпринимателя. В конце XIX в. выделяют самостоятельную фигуру менеджера, который осуществляет функции управления в интересах фирмы и получает от этого личную выгоду. В середине XX в. научно-техническая революция выдвинула на первый план предпринимателя-новатора, который стремится поиска инновационных подходов к решению проблем, становится инициатором преобразований, носителем экономического и научно-технического прогресса.

Итак, в приведенных концептуальных подходах к характеристике сущности предпринимательства замечаемых его важные стороны, а целью этой деятельности признается прежде всего получение предпринимателем прибыли. Однако не указывается общественная направленность предпринимательства. Только отдельные авторы добавляют к характеристике предпринимательства как основную цель производство и предложение рынку такого товара, который не только принесет предпринимателю прибыль, но и вызовет интерес потребителей. В западных странах после многих десятилетий эволюции, в условиях постиндустриального общества и социально-ориентированной экономики, сформировались определенные общечеловеческие ценности. Предпринимательство все больше приобретает социальную направленность. В значительной степени благодаря этому обеспечивается благосостояние нации, увеличивается занятость, происходит самореализация трудовых способностей предпринимателем и наемным работником. Но это не нашло отражение в содержании новых теорий и концепций.

В связи с указанным мы предложили концепцию этического предпринимательства, основных характеристик которого мы причисляем много сущностных качеств этой деятельности и определенных ограничений. Прежде всего речь идет об рациональное и гармоничное согласование экономических интересов собственника (собственников) фирмы, предпринимателя, коллектива, которым он руководит, а также социально-экономических потребностей общества, что могут заходить и заходят в определенные противоречия. Основным противоречием предпринимательства считаем проблему распределения прибыли. В марксистской политэкономии эта противоречие считается антагонистической, но, как показало развитие западных цивилизаций, где удалось избежать крупных социальных взрывов, это противоречие можно решить за счет социализации предпринимательства.

Хотя присвоение предпринимателем прибыли, безусловно, является ведущим, движущим мотивом предпринимательства, увеличение прибыли должно происходить адекватно уровню удовлетворения потребностей трудового коллектива и общества. Он должен повышаться не за счет увеличения нормы прибыли, а на основе увеличения масштабов предпринимательства, скорости оборота капитала, реализации инновационных подходов и внедрения новых технологий. Во-вторых, этическое предпринимательство - это плодотворная деятельность, которая направляется не только на получение прибыли владельцем (совладельцами) и непосредственно предпринимателем, на удовлетворение позитивных потребностей потребителей, но и дает ощутимые материальные и социальные результаты, пользу конкретным гражданам, всему обществу.

В концепции этического предпринимательства удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли предпринимателем становятся приоритетными. Следовательно, вряд ли до этического предпринимательства можно зачесть производство хоть и разрешенных, но вредных вещей и веществ (алкоголь, табак), а также рекламу иностранных товаров, приобретение которых в конечном итоге влияет на сокращение занятости в стране, производство и рекламу разрешенной, но низкокачественной продукции, демонстрацию фильмов и телепередач со сценами жестокости, насилия, откровенного секса и т.п.

Этическое предпринимательство нельзя отождествлять с этикой предпринимательства. Последняя, как правильно замечает А. Кривцов, ссылаясь на М. Вебера и Б. Франклина, - это стала, обще-определена в определенной сфере нормативная система поведения, прежде всего чувство личной ответственности человека перед обществом. Итак, этика предпринимательства является предпосылкой этического предпринимательства, его базой.

Более полно сущность предпринимательства раскрывается в его функциях. Здесь мы рассматриваем функцию как форму, способ проявления активности, жизнедеятельности предпринимательства как важной составляющей производственных отношений. Функции предпринимательства весьма разнообразны и раскрывают и уточняют его относительные характеристики.

В современной научной и учебной литературе называют несколько основных функций предпринимательства.

Это в частности ресурсная функция, содержание которой заключается в формировании и наиболее эффективном использовании капитала, трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и других формационных ресурсов. Организационная функция предполагает организацию маркетинга, рекламы, внедрение прогрессивных форм и методов организации производства, новых форм оплаты труда и их оптимальное сочетание с традиционными, успешное сочетание форм единичного разделения труда, основных факторов производства. Новаторская функция заключается в генерировании и активном использовании новых прогрессивных идей технического, организаторского, управленческого характера, осуществлении опытно-конструкторских разработок, создании новых товаров и предоставлении новых услуг.

Действие социальной функции предполагает изготовление таких товаров и предоставления услуг, которые нужны обществу, обеспечивают удовлетворение личных и общественных потребностей. Личностная функция означает самореализацию цели каждого конкретного предпринимателя, его удовольствие своей деятельностью.

Указанные функции предпринимательства определяют основные параметры поведения предпринимателя. Они заключаются в том, чтобы ценить человеческий капитал, видеть в человеке источник эффективной работы предприятия, генерирование новых идей, формировать у персонала экономическое мышление, нацеленность на поиск новых решений, умение рисковать. Каждый предприниматель также должен уметь объединять сотрудников для достижения целей фирмы, быть лидером коллектива, уделять постоянное внимание удовлетворению потребностей и стремлений его членов, формировать высокие духовные качества, добиваться, чтобы ценности фирмы стали составляющей менталитета работников. Предпринимательство станет эффективным, когда его управленческий персонал, руководитель будут профессионально подготовлены к поиску оптимальных вариантов осуществления предпринимательской деятельности. Для этого нужно уметь планировать деятельность своей фирмы, стремиться овладеть как можно большим объемом информации, разумно рисковать. Кроме того, предприниматель должен ориентировать деятельность своей фирмы на удовлетворение потребностей потребителей, повышать качество продукции, услуг, работ, что предоставляются и выполняются в соответствии с действующим законодательством. Предприниматель должен быть законопослушным гражданином, не нарушать природоохранное, налоговое законодательство, уметь сочетать индивидуальные, коллективные и общественные интересы. Не менее важно для предпринимателя всегда действовать энергично, целенаправленно, верить в успех своей фирмы, быть настойчивым и в то же время гибким, постоянно развиваться как творческая личность.

Опыт передовых стран мира убедительно свидетельствует, что в современных условиях предпринимательство - это наиболее прогрессивная система ведения хозяйства независимо от социально-экономического устройства общества. Это проявляется в следующем:

• во-первых, это наиболее гибкая форма организации производства, которая оперативно реагирует на потребности рынка, на новейшие достижения НТП, способствует своевременным структурным сдвигам в экономике т.д. Например, долгое время считалось, что достижения НТП полно реализуются в крупных фирмах. Это в основном было характерно для первой половины ХХ ст. Современный развитие передовых стран убедительно доказывает, что само развитие НТП, как и эффективная реализация его достижений невозможны без широкой предпринимательской деятельности, без использования разнообразных форм организации производства;

• во-вторых, предпринимательство - это такая форма хозяйствования, при которой утверждается чувство хозяина каждого участника общественного производства. Длительное время считали, что предприниматель - это капиталист, воротила, хапуга. Вместе с тем родовое понятие “хозяин” включает в себя много экономических субъектов: не только капиталиста, но и мелкого производителя, руководителя предприятия, кооператора, арендатора, крестьянина-собственника, квалифицированного специалиста, рабочего - каждую делового человека. Без развития экономических условий предпринимательства разговоры о необходимости утверждения чувства хозяина остаются бесполезными разговорами;

• в-третьих, предпринимательство по понимание его как действенной организационно-хозяйственной творчества, как умение вести дело способствует свободному развитию работников, воспитанию в них чувства честности, порядочности, добросовестности, внедрению демократических принципов общественной и экономической жизни, самоуправления и т.д.;

• в-четвертых, развитие предпринимательства предостерегает от субъективизма и волюнтаризма и полно соответствует требованиям естественно-исторического процесса общественного развития. Он объективно обусловлен уровнем развития производительных сил и соответствующим характером отношений собственности. Это проявляется в частности в том, что уровень обобществления производства в различных отраслях неодинаковы, а это неизбежно вызывает наличие различных форм собственности и необходимость различных методов предпринимательской деятельности.

Важными условиями успешного предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенных свобод и прав по выбору предпринимательской деятельности, формированию производственной программы, выбору источников финансирования, доступу к ресурсам, сбыту продукции, установлению на нее цен и т.д. Самостоятельность предпринимателя следует понимать в том смысле, что над ним нет руководящего органа, который указывает, что производить, сколько тратить, кому и по какой цене продавать. Но предприниматель постоянно зависит от рынка, от динамики спроса и предложения, от уровня цен, то есть от сложившейся рыночной системы.

Непременным условием предпринимательства является ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск, потому что предпринимательская деятельность всегда сопровождается действием факторов неопределенности и непредсказуемости. Даже найретельніші расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской деятельности.

Важной чертой предпринимательства является ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли, которое имеет объективную основу. Оно обусловлено тем, что прибыль выполняет важную функцию в рыночной экономике. Только прибыль дает возможность предпринимателю обеспечить существование его предприятия, а также решаться на внедрение инноваций, способствуют росту рентабельности производства. Поэтому корректно полученную прибыль является мерилом успешной предпринимательской деятельности. В связи с этим уместно высказывания американского профсоюзного лидера С. Гомперса: “Неполучение прибыли является самым большим преступлением, которое может совершить предприниматель”.

Вместе с тем ориентироваться только на получения прибыли недостаточно в современном бизнесе. Деятельность многих предприниматели довольно часто выходит за рамки чисто экономических задач. Они принимают участие в решении социальных проблем общества, жертвуют средства на развитие культуры, образования, охраны здоровья, сохранения окружающей среды и т.д.

Для предпринимательства также характерна наличие оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в практической деятельности. Решающую роль здесь играет личность предпринимателя. Отсюда особое значение имеет формирование качественных характеристик самой личности. “Быть предпринимателем - значит делать не то, что делают другие, - считал И. Шумпетер. - Нужно иметь особое воображение, дар предвидения, постоянно противостоять давлению рутины. Нужно быть способным найти новое и использовать его возможности. Нужно уметь рисковать, преодолевать страх и действовать независимо от происходящих процессов, а самому эти процессы определять”.

Конечно, развитие предпринимательства невозможен без формирования мотивационной основы. Мотивация предпринимательской деятельности имеет огромное значение для становления и развития рыночной экономики. Мало того, она является зеркалом господствующей в обществе идеологии, социально-психологической атмосферы общества, его морального состояния.

Для выработки и реализации мер, направленных на восприятие развития предпринимательской деятельности, важно иметь представление о мотивационные приоритеты предпринимателей.

Решению этой задачи в значительной степени могут помочь результаты социологических исследований, которые как пример приведены в табл. 1.1.

Такое исследование позволило получить ответ на важный вопрос: “Что привлекает респондентов в предпринимательской деятельности?" При этом они имели возможность выбрать не более трех вариантов ответов.

С помощью факторного анализа результатов исследования можно определить структуру мотивов предпринимательской деятельности и таким образом более обоснованно разрабатывать конкретные меры для ее развития.

Таким образом, предпринимательство является многогранной, новаторской деятельностью, которая базируется на учете экономических интересов причастных к ней лиц, удовлетворении общественных потребностей, получении прибыли. Как движущая сила социально-экономического развития общества предпринимательство характеризуется определенными признаками, ему принадлежит важное место в экономической системе общества.

Таблица 1.1

Степень привлекательности для респондентов различных сторон предпринимательской деятельности

Стороны предпринимательской деятельности

Доля тех, кто выбрал эту позицию (%)

Ранг

Возможность действовать самостоятельно

72,9

1

Возможность реализовать свои способности

50,3

2

Возможность получать высокие прибыли

44,7

3

Возможность заниматься интересным, любимым делом

33,2

4

Возможность приносить пользу обществу

18,9

5

Возможность поисковой, инновационной деятельности

12,5

6

Возможность помогать людям

8,2

7

Возможность влиять на деятельность людей и организаций

6,9

8

Расширение круга знакомств

4,3

9

Преодоление трудностей

4,0

10

Общение на равных с представителями элиты общества

3,5

11

Ощущение риска

1,6

12

По сравнению легкий труд

0,5

13