Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ФИНАНСЫ

Модуль 1

СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

РАЗДЕЛ 1

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

 

1.2. Модели финансовых отношений

 

Распределение и перераспределение валового внутреннего продукта (ВВП) может осуществляться по различным моделям финансовых отношений в обществе. В основе построения финансовой модели общества лежат роль и место в ней государства. Согласно роли и места государства, модели финансовых отношений различаются по двум признакам:

по последовательности распределения ВВП;

по уровню государственной централизации ВВП.

По последовательности распределения ВВП различают две модели финансовых отношений: административную и рыночную.

Сущность административной модели финансовых отношений заключается в том, что подавляющая часть ВВП централизованно концентрируется в бюджете и исключается из распределительных отношений. Государство направляет в бюджет централизованный чистый доход - налог с оборота и часть децентрализованного чистого дохода - прибыли предприятий (через систему платежей из прибыли). Часть прибыли (до 40 %) остается на предприятии, другая часть ВВП выплачивается рабочим и служащим в виде заработной платы, которая подлежит подоходному налогообложению. Административная модель финансовых отношений была характерна для бывшего СССР и других социалистических стран (рис. 1.2).

 

 

Рис. 1.2. Административная модель финансовых отношений2

 

 

Характерной особенностью этой модели является то, что подавляющую часть своих доходов государство получает в процессе первичного распределения ВВП. Она является закрытой и не отражает финансовых реалий в обществе, а именно:

она не показывает реального уровня доходов юридических и физических лиц;

доходы юридических и физических лиц не отражают их вклад в создание ВВП;

невозможно достоверно определить уровень налогообложения;

отсутствуют стимулы к производительному труда.

Пропорции первичного распределения ВВП регулируются государством с помощью административных методов. Уровень заработной платы регулируется через установление тарифных разрядов и должностных окладов. На основе планового ценообразования фиксируется централизованный чистый доход государства (налог с оборота) и устанавливается уровень прибыли предприятий.

Сущность финансовой модели рыночной экономики заключается в том, что изначально стоимость реализованного ВВП распределяется между теми, кто занят в его создании. Это прежде всего владельцы производства, которые получают прибыль, и рабочие и служащие; которым выплачивается заработная плата.

Характерный признак модели заключается в потому, что государство получает свои доходы на основе перераспределения ВВП (рис. 1.3).

 

 

Рис. 1.3. Рыночная модель финансовых отношений3

 

 

В отличие от административной, рыночная модель финансовых отношений является открытой, понятной и достаточно полно отражает реалии в обществе:

в ней точно отображается уровень доходов каждого юридического и физического лица, который в свою очередь, характеризует их вклад в создание ВВП;

достоверно определяется уровень налогообложения: каждый субъект точно знает сколько он зарабатывает и сколько отдает государстве;

четко зафиксировано стимулы к росту доходов на основе роста производства и повышения производительности труда.

Пропорции первичного распределения ВВП между предпринимателями и рабочими и служащими регулируются рыночными отношениями в законодательном порядке.

Рыночные отношения способствуют установлению оптимальных пропорций между заработной платой и прибылью. С одной стороны, каждый субъект заинтересован в увеличении своей доли. С другой - существуют определенные объективные ограничения, которые ведут к тому, что каждый субъект заинтересован в доходах другого. Так, для субъектов хозяйствования крайне необходимым является высокий уровень доходов населения, поскольку это способствует расширению объемов продаж, а соответственно, и обеспечению формирования прибыли. В свою очередь, рабочие и служащие заинтересованы в увеличении прибыли предприятия, ведь он создает предпосылки для развития производства, а следовательно, и рост заработной платы. При этом преобладающую долю в ВВП в современных условиях занимает именно заработная плата, тогда как объемы прибыли минимизируются потребностями производственного развития.

Законодательное регулирование заключается в установлении минимального уровня оплаты труда и ограниченные максимального уровня рентабельности на основе применения экономических инструментов, например налогу на прибыль.

Пропорции перераспределения ВВП регламентируются только нормативно-законодательными актами.

Следует отметить, что выделение указанных моделей в определенной степени имеет условный характер. В модели рыночной экономики присутствуют элементы участия государства в первичном распределении с помощью косвенных налогов. Модель административной экономики, в свою очередь, включает элементы перераспределения. Таким образом, отличие одной модели от другой заключается прежде всего в разных пропорциях. В модели рыночной экономики преобладает участие государства в перераспределении ВВП, а в модели административной экономики - вмешательство государства в его первичное распределение.

По уровню государственной централизации ВВП в рамках финансовой модели рыночной экономики условно выделяют три модели: американскую, западноевропейскую и скандинавскую.

Американская модель, которая основана на максимальном уровне самообеспечения физических и юридических самофинансирования лиц, характеризуется незначительным уровнем бюджетной централизации, около 25-30 %. Финансовое вмешательство в экономику сведено к минимуму. В социальной сфере обеспечиваются только те слои населения, которые не в состоянии обойтись без государственной помощи. Такая модель создает максимальную финансовую стимуляцию: с одной стороны, она дает возможность зарабатывать, с другой - требует этого. Это достаточно жесткая, но высокоэффективная модель, поскольку основывается, по сути, на принудительной финансовой стимуляции.

Западноевропейская модель характеризуется умеренным уровнем централизации ВВП в бюджете, около 35-45 %. вследствие высокого уровня централизации ВВП более разветвленной является и государственная социальная сфера, прежде всего в области образования. Суть этой модели сводится к параллельного функционирования государственных и коммерческих учреждений в социальной сфере.

Скандинавская модель предусматривает достаточно высокий уровень централизации ВВП в бюджете, около 50-60 %. В соответствии она характеризуется разветвленной государственной социальной сферой как в области образования, так и здравоохранения. Эта модель создает климат доверия и социальной уравновешенности. Однако такая модель возможна только при следующих условиях: высокого уровня ВВП на душу населения, который обеспечивает высокий уровень и общественного, и индивидуального потребления; высокого уровня культуры и сознания народа, соответствующего отношения к труду и уважения к государственному сектора.

Следовательно, выбор модели финансовых отношений зависит от многих факторов, а именно: уровня развития общества; характера и масштаба деятельности государства, его вмешательства в экономику, и типа осуществляемой им социальной политики; характер международной деятельности и военной доктрины; исторических традиций народа; уровня развития культуры и т.д. Основной критерий выбора - влияние на общество через установление стимулов к труда и эффективного хозяйствования и обеспечения надежной системы социальных гарантий.

Выбор финансовой модели - это выбор пути развития общества, установление определенной системы экономических интересов, которые лежат в основе обеспечения влияния на темпы и пропорции этого развития.

__________________________________________________________________________

2Финансы: Учеб. пособие по курсу «Финансы» для студентов экономических специальностей / Сост. В.В. Бугас, В.М. Семененко. - КНУТД. - 2005. - С. 16.

3Финансы: Учеб. пособие по курсу «Финансы» для студентов экономических специальностей / Сост. В.В. Бугас, В.М. Семененко. - КНУТД. - 2005. - С. 16.