Модуль 1
СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ И
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
РАЗДЕЛ 1
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СУЩНОСТЬ И
ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
1.2. Модели финансовых отношений
Распределение и перераспределение валового
внутреннего продукта (ВВП) может осуществляться по различным моделям финансовых
отношений в обществе. В основе построения финансовой модели общества лежат
роль и место в ней государства. Согласно роли и места государства, модели
финансовых отношений различаются по двум признакам:
■ по последовательности распределения ВВП;
■ по уровню государственной централизации
ВВП.
По последовательности распределения ВВП
различают две модели финансовых отношений: административную и рыночную.
Сущность административной модели
финансовых отношений заключается в том, что подавляющая часть ВВП централизованно
концентрируется в бюджете и исключается из распределительных отношений. Государство
направляет в бюджет централизованный чистый доход - налог с оборота и часть
децентрализованного чистого дохода - прибыли предприятий (через систему
платежей из прибыли). Часть прибыли (до 40 %) остается на предприятии,
другая часть ВВП выплачивается рабочим и служащим в виде заработной
платы, которая подлежит подоходному налогообложению. Административная модель
финансовых отношений была характерна для бывшего СССР и других социалистических
стран (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Административная модель
финансовых отношений2
Характерной особенностью этой модели является
то, что подавляющую часть своих доходов государство получает в процессе первичного
распределения ВВП. Она является закрытой и не отражает финансовых реалий в обществе,
а именно:
■ она не показывает реального уровня
доходов юридических и физических лиц;
■ доходы юридических и физических лиц
не отражают их вклад в создание ВВП;
■ невозможно достоверно определить уровень
налогообложения;
■ отсутствуют стимулы к производительному
труда.
Пропорции первичного распределения ВВП
регулируются государством с помощью административных методов. Уровень заработной
платы регулируется через установление тарифных разрядов и должностных окладов. На
основе планового ценообразования фиксируется централизованный чистый доход государства
(налог с оборота) и устанавливается уровень прибыли предприятий.
Сущность финансовой модели рыночной
экономики заключается в том, что изначально стоимость реализованного ВВП распределяется
между теми, кто занят в его создании. Это прежде всего владельцы производства,
которые получают прибыль, и рабочие и служащие; которым выплачивается заработная
плата.
Характерный признак модели заключается в
потому, что государство получает свои доходы на основе перераспределения ВВП (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Рыночная модель финансовых
отношений3
В отличие от административной,
рыночная модель финансовых отношений является открытой, понятной и достаточно полно
отражает реалии в обществе:
■ в ней точно отображается уровень
доходов каждого юридического и физического лица, который в свою очередь, характеризует их
вклад в создание ВВП;
■ достоверно определяется уровень
налогообложения: каждый субъект точно знает сколько он зарабатывает и сколько отдает
государстве;
■ четко зафиксировано стимулы к росту
доходов на основе роста производства и повышения производительности труда.
Пропорции первичного распределения ВВП
между предпринимателями и рабочими и служащими регулируются рыночными отношениями
в законодательном порядке.
Рыночные отношения способствуют установлению
оптимальных пропорций между заработной платой и прибылью. С одной стороны, каждый
субъект заинтересован в увеличении своей доли. С другой - существуют определенные
объективные ограничения, которые ведут к тому, что каждый субъект заинтересован в
доходах другого. Так, для субъектов хозяйствования крайне необходимым является высокий
уровень доходов населения, поскольку это способствует расширению объемов продаж, а
соответственно, и обеспечению формирования прибыли. В свою очередь, рабочие и
служащие заинтересованы в увеличении прибыли предприятия, ведь он создает
предпосылки для развития производства, а следовательно, и рост заработной платы. При
этом преобладающую долю в ВВП в современных условиях занимает именно заработная плата,
тогда как объемы прибыли минимизируются потребностями производственного развития.
Законодательное регулирование заключается в
установлении минимального уровня оплаты труда и ограниченные максимального уровня
рентабельности на основе применения экономических инструментов, например
налогу на прибыль.
Пропорции перераспределения ВВП
регламентируются только нормативно-законодательными актами.
Следует отметить, что выделение
указанных моделей в определенной степени имеет условный характер. В модели рыночной
экономики присутствуют элементы участия государства в первичном распределении с помощью
косвенных налогов. Модель административной экономики, в свою очередь, включает
элементы перераспределения. Таким образом, отличие одной модели от другой
заключается прежде всего в разных пропорциях. В модели рыночной экономики преобладает
участие государства в перераспределении ВВП, а в модели административной экономики -
вмешательство государства в его первичное распределение.
По уровню государственной централизации
ВВП в рамках финансовой модели рыночной экономики условно выделяют три модели:
американскую, западноевропейскую и скандинавскую.
Американская модель, которая основана
на максимальном уровне самообеспечения физических и юридических самофинансирования
лиц, характеризуется незначительным уровнем бюджетной централизации, около 25-30
%. Финансовое вмешательство в экономику сведено к минимуму. В социальной сфере
обеспечиваются только те слои населения, которые не в состоянии обойтись без
государственной помощи. Такая модель создает максимальную финансовую стимуляцию: с
одной стороны, она дает возможность зарабатывать, с другой - требует этого. Это достаточно
жесткая, но высокоэффективная модель, поскольку основывается, по сути, на принудительной
финансовой стимуляции.
Западноевропейская модель
характеризуется умеренным уровнем централизации ВВП в бюджете, около 35-45
%. вследствие высокого уровня централизации ВВП более разветвленной является и государственная
социальная сфера, прежде всего в области образования. Суть этой модели сводится к
параллельного функционирования государственных и коммерческих учреждений в социальной сфере.
Скандинавская модель предусматривает
достаточно высокий уровень централизации ВВП в бюджете, около 50-60 %. В соответствии
она характеризуется разветвленной государственной социальной сферой как в области
образования, так и здравоохранения. Эта модель создает климат доверия и
социальной уравновешенности. Однако такая модель возможна только при следующих условиях:
высокого уровня ВВП на душу населения, который обеспечивает высокий уровень и
общественного, и индивидуального потребления; высокого уровня культуры и
сознания народа, соответствующего отношения к труду и уважения к государственному
сектора.
Следовательно, выбор модели финансовых
отношений зависит от многих факторов, а именно: уровня развития общества;
характера и масштаба деятельности государства, его вмешательства в экономику, и типа
осуществляемой им социальной политики; характер международной деятельности и
военной доктрины; исторических традиций народа; уровня развития культуры и т.д.
Основной критерий выбора - влияние на общество через установление стимулов к
труда и эффективного хозяйствования и обеспечения надежной системы социальных
гарантий.
Выбор финансовой модели - это выбор
пути развития общества, установление определенной системы экономических интересов,
которые лежат в основе обеспечения влияния на темпы и пропорции этого развития.
__________________________________________________________________________
2Финансы: Учеб.
пособие по курсу «Финансы» для студентов экономических специальностей / Сост. В.В.
Бугас, В.М. Семененко. - КНУТД. - 2005. - С. 16.
3Финансы: Учеб.
пособие по курсу «Финансы» для студентов экономических специальностей / Сост. В.В.
Бугас, В.М. Семененко. - КНУТД. - 2005. - С. 16.