Модуль 1
СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ И 
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
РАЗДЕЛ 1
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СУЩНОСТЬ И 
ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
 
1.2. Модели финансовых отношений
 
Распределение и перераспределение валового 
внутреннего продукта (ВВП) может осуществляться по различным моделям финансовых 
отношений в обществе. В основе построения финансовой модели общества лежат 
роль и место в ней государства. Согласно роли и места государства, модели 
финансовых отношений различаются по двум признакам:
■ по последовательности распределения ВВП;
■ по уровню государственной централизации 
ВВП.
По последовательности распределения ВВП 
различают две модели финансовых отношений: административную и рыночную.
Сущность административной модели 
финансовых отношений заключается в том, что подавляющая часть ВВП централизованно 
концентрируется в бюджете и исключается из распределительных отношений. Государство 
направляет в бюджет централизованный чистый доход - налог с оборота и часть 
децентрализованного чистого дохода - прибыли предприятий (через систему 
платежей из прибыли). Часть прибыли (до 40 %) остается на предприятии, 
другая часть ВВП выплачивается рабочим и служащим в виде заработной 
платы, которая подлежит подоходному налогообложению. Административная модель 
финансовых отношений была характерна для бывшего СССР и других социалистических 
стран (рис. 1.2).
 

 
Рис. 1.2. Административная модель 
финансовых отношений2
 
 
Характерной особенностью этой модели является 
то, что подавляющую часть своих доходов государство получает в процессе первичного 
распределения ВВП. Она является закрытой и не отражает финансовых реалий в обществе, 
а именно:
■ она не показывает реального уровня 
доходов юридических и физических лиц;
■ доходы юридических и физических лиц 
не отражают их вклад в создание ВВП;
■ невозможно достоверно определить уровень 
налогообложения;
■ отсутствуют стимулы к производительному 
труда.
Пропорции первичного распределения ВВП 
регулируются государством с помощью административных методов. Уровень заработной 
платы регулируется через установление тарифных разрядов и должностных окладов. На 
основе планового ценообразования фиксируется централизованный чистый доход государства 
(налог с оборота) и устанавливается уровень прибыли предприятий.
Сущность финансовой модели рыночной 
экономики заключается в том, что изначально стоимость реализованного ВВП распределяется 
между теми, кто занят в его создании. Это прежде всего владельцы производства, 
которые получают прибыль, и рабочие и служащие; которым выплачивается заработная 
плата.
Характерный признак модели заключается в 
потому, что государство получает свои доходы на основе перераспределения ВВП (рис. 1.3).
 

 
Рис. 1.3. Рыночная модель финансовых 
отношений3
 
 
В отличие от административной, 
рыночная модель финансовых отношений является открытой, понятной и достаточно полно 
отражает реалии в обществе:
■ в ней точно отображается уровень 
доходов каждого юридического и физического лица, который в свою очередь, характеризует их 
вклад в создание ВВП;
■ достоверно определяется уровень 
налогообложения: каждый субъект точно знает сколько он зарабатывает и сколько отдает 
государстве;
■ четко зафиксировано стимулы к росту 
доходов на основе роста производства и повышения производительности труда.
Пропорции первичного распределения ВВП 
между предпринимателями и рабочими и служащими регулируются рыночными отношениями 
в законодательном порядке.
Рыночные отношения способствуют установлению 
оптимальных пропорций между заработной платой и прибылью. С одной стороны, каждый 
субъект заинтересован в увеличении своей доли. С другой - существуют определенные 
объективные ограничения, которые ведут к тому, что каждый субъект заинтересован в 
доходах другого. Так, для субъектов хозяйствования крайне необходимым является высокий 
уровень доходов населения, поскольку это способствует расширению объемов продаж, а 
соответственно, и обеспечению формирования прибыли. В свою очередь, рабочие и 
служащие заинтересованы в увеличении прибыли предприятия, ведь он создает 
предпосылки для развития производства, а следовательно, и рост заработной платы. При 
этом преобладающую долю в ВВП в современных условиях занимает именно заработная плата, 
тогда как объемы прибыли минимизируются потребностями производственного развития.
Законодательное регулирование заключается в 
установлении минимального уровня оплаты труда и ограниченные максимального уровня 
рентабельности на основе применения экономических инструментов, например 
налогу на прибыль.
Пропорции перераспределения ВВП 
регламентируются только нормативно-законодательными актами.
Следует отметить, что выделение 
указанных моделей в определенной степени имеет условный характер. В модели рыночной 
экономики присутствуют элементы участия государства в первичном распределении с помощью 
косвенных налогов. Модель административной экономики, в свою очередь, включает 
элементы перераспределения. Таким образом, отличие одной модели от другой 
заключается прежде всего в разных пропорциях. В модели рыночной экономики преобладает 
участие государства в перераспределении ВВП, а в модели административной экономики - 
вмешательство государства в его первичное распределение.
По уровню государственной централизации 
ВВП в рамках финансовой модели рыночной экономики условно выделяют три модели: 
американскую, западноевропейскую и скандинавскую.
Американская модель, которая основана 
на максимальном уровне самообеспечения физических и юридических самофинансирования 
лиц, характеризуется незначительным уровнем бюджетной централизации, около 25-30 
%. Финансовое вмешательство в экономику сведено к минимуму. В социальной сфере 
обеспечиваются только те слои населения, которые не в состоянии обойтись без 
государственной помощи. Такая модель создает максимальную финансовую стимуляцию: с 
одной стороны, она дает возможность зарабатывать, с другой - требует этого. Это достаточно 
жесткая, но высокоэффективная модель, поскольку основывается, по сути, на принудительной 
финансовой стимуляции.
Западноевропейская модель 
характеризуется умеренным уровнем централизации ВВП в бюджете, около 35-45 
%. вследствие высокого уровня централизации ВВП более разветвленной является и государственная 
социальная сфера, прежде всего в области образования. Суть этой модели сводится к 
параллельного функционирования государственных и коммерческих учреждений в социальной сфере.
Скандинавская модель предусматривает 
достаточно высокий уровень централизации ВВП в бюджете, около 50-60 %. В соответствии 
она характеризуется разветвленной государственной социальной сферой как в области 
образования, так и здравоохранения. Эта модель создает климат доверия и 
социальной уравновешенности. Однако такая модель возможна только при следующих условиях: 
высокого уровня ВВП на душу населения, который обеспечивает высокий уровень и 
общественного, и индивидуального потребления; высокого уровня культуры и 
сознания народа, соответствующего отношения к труду и уважения к государственному 
сектора.
Следовательно, выбор модели финансовых 
отношений зависит от многих факторов, а именно: уровня развития общества; 
характера и масштаба деятельности государства, его вмешательства в экономику, и типа 
осуществляемой им социальной политики; характер международной деятельности и 
военной доктрины; исторических традиций народа; уровня развития культуры и т.д. 
Основной критерий выбора - влияние на общество через установление стимулов к 
труда и эффективного хозяйствования и обеспечения надежной системы социальных 
гарантий.
Выбор финансовой модели - это выбор 
пути развития общества, установление определенной системы экономических интересов, 
которые лежат в основе обеспечения влияния на темпы и пропорции этого развития.
__________________________________________________________________________
2Финансы: Учеб. 
пособие по курсу «Финансы» для студентов экономических специальностей / Сост. В.В. 
Бугас, В.М. Семененко. - КНУТД. - 2005. - С. 16.
3Финансы: Учеб. 
пособие по курсу «Финансы» для студентов экономических специальностей / Сост. В.В. 
Бугас, В.М. Семененко. - КНУТД. - 2005. - С. 16.