Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС
Планы-конспекты Для школ с русским языком обучения

ВСТУПЛЕНИЕ

 

УРОК № 2

Тема. Развитие связной речи. Общее представление о речи и общения. Виды речевой деятельности

 

Цель: объяснить учащимся разницу между языком и речью, познакомить с видами речи; обучать искусству общения; воспитывать вежливость, тактичность, уважение к собеседникам.

Оборудование: учебник, Детская Библия.

ХОД УРОКА

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего упражнения.

 

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

III. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Слово учителя.

Вавилонская башня Когда-то давно все люди разговаривали на одном языке. Они жили на плодородной земле, строили красивые дома.

И однажды решили люди построить высокую, до неба башню, чтобы напугать соседей и прославить себя.

За это и разгневался на людей Бог. Высокомерие и наглость могут быть причинами многих неправедных дел. Поэтому Всевышний не хотел, чтобы такие тщеславные люди жили скученно.

Бог не уничтожил строителей. Он сделал так, чтобы люди забыли свою единственную речь. Каждый из строителей начал произносить слова, которых другие не понимали. Таким образом, люди не могли больше общаться и помогать друг другу. Строительство прекратилось.

Строители разошлись по всем углам и поселились в разных краях. На месте недостроенной башни впоследствии возник город Вавилон. Это название означает «смешение».

(Из Детской Библии.)

2. Вопросы к ученикам.

1) Каким образом Бог лишил людей возможности общения с помощью языка?

2) Как вы думаете, в чем различие между языком и речью?

3) Благодаря какой форме речи - устной или письменной - вы узнали о событиях в городе Вавилон?

3. Объяснение учителя.

Язык - это система средств (слов, словосочетаний, предложений, текстов), с помощью которых люди общаются.

Речь - это общение с помощью языка, языковых средств. Это язык в действии, применяемая человеком для ее жизненных потребностей.

Речевая деятельность существует в четырех видах:

- говорение - люди что-то кому-то говорят;

- слушания - кого слушают;

- чтение - читают написанное или напечатанное кем-то;

- письмо - пишут о чем-то кому-то.

Вещание может быть устным и письменным.

4. Работа по учебнику.

1) Упражнение 11.

2) Проработка материала о требованиях к речи (упражнение 12).

5. Слово учителя.

Вещание может быть діалогічним и монологичным.

Диалог - разговор двух лиц.

Монолог - речь одного лица.

Чтобы лучше донести информацию до собеседника, нужно определить:

- что мы хотим сказать (тема и основная мысль информации);

- с какой целью мы обращаемся к собеседнику;

- к кому мы обращаемся (адресатом могут быть друзья, родители, учителя);

- где происходит общение (в классе, дома, на улице).

6. Работа по учебнику.

Упражнение 16 (устно).

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Слово учителя.

В умении слушать проявляется уважение человека к собеседнику, ее воспитанность и культура. Человек, который умеет слушать, лучше понимает другого и скорее достигает цели общения. Если необходимо что-то уточнить или переспросить по ходу разговора, следует делать это тактично и вежливо.

2. Работа по учебнику.

Упражнение 18 (устно).

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник, § 2, упражнение 20.