И СЕМЕСТР
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
Урок № 2
Тема: Словосочетание и предложение. Члены предложения (в том числе однородные). Простое и сложное предложение
Цель: повторить изученное о словосочетании, его строение, зв’связь между словами в словосочетании, различие между словосочетанием и сочетанием слов; о предложении, его строение, виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ, о главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, совершенствовать умение членить предложения на словосочетания, определять члены предложения; совершенствовать пунктуационные умения и навыки (употребление знаков препинания в конце предложения и в предложениях с однородными членами предложения); развивать память’память, внимание, аналитические способности; воспитывать любовь к родной земле, формировать чувство точного образного слова.
Тип урока: урок повторения.
Оборудование: учебник.
Ход урока
И. Сообщение темы и цели урока.
II. Повторение ключевых вопросов.
Работа с учебником.
Обработка таблицы «Словосочетание».
III. Выполнение упражнений на повторение.
Работа у доски.
Записать словосочетания, в каждом определить главное и зависимое слова.
Осенний день; отличное настроение; приблизились к школе; встретился с товарищем; пришли вовремя; поздоровалась вежливо; слушаем внимательно.
Прочитать заранее записаны на доске сочетание слов. Есть они словосочетаниями? Свое мнение обосновать.
Осень наступила; налетел ветер; ливень стишилась; деревья и кустарники; дубы и ясени; знать и любить; песня и труд.
Работа у доски.
Записать предложения. Два из них почленувати на словосочетания (устно), в каждом из словосочетаний определить главное и зависимое слова. Объяснить, почему не образуют словосочетаний подлежащее и сказуемое, а также однородные члены предложения.
1. Осень на рябом коне ездит (Род. творческим.) Осень ходит, яблоки золотит (Г. Рыльский.) Падают тепло и глухо яблоки в нашем саду (В. Сосюра.)
2. Колдует осень на последнюю листву старого дуба (Л. Костенко.) Каштанов желтый лист прощально одшумів (В. Сосюра.) Зеленое, вечное и широкое укрывает листья землю доверху (Г. Доленго.) Я в сердце с юных лет до конца жизни пронесу это листья трепетное на поле голубом (М. Рыльский.)
IV. Повторение ключевых вопросов темы.
Работа с учебником.
Проанализировав таблицу “Предложение”, ответить на вопросы:
· В чем заключается различие между предложением и словосочетанием?
· Какие бывают предложения по цели высказывания?
· За эмоциональной окраской?
· По наличию главных членов?
· По строению (количеству грамматических основ)?
· Что образует грамматическую основу предложения?
· Какие есть второстепенные члены предложения?
· Какие члены предложения называются второстепенными?
V. Выполнение упражнений на повторение.
Прочитать заранее записанные на доске предложения. Используя таблицу в качестве сопротивления, охарактеризовать каждое предложение. Последнее предложение записать, подчеркнуть в нем члены предложения.
Уснуло листья желтым сном (В. Сосюра.) Чего это лес такой грустный? (М. Рыльский.) Так свежо в лесу и в душе! (В. Затуливетер.) Сыграй мне последний плач калины! (Л. Костенко.)
Объяснительный диктант. Указать предложения простые и сложные, с двумя главными членами и с одним. Определить предложение с однородными членами, объяснить употребления в них знаков препинания.
1. Слово дороже золота. Как сложится слово к слову, сложится язык. Красное слово - золотой ключ. Будь хорошим слушателем! Слово вылетит воробьем, а вернется волом. Пчела жалит жалом, а человек поражает словом. Холодным словом сердца не зажжешь. На его слове можно мур сооружать.
Народное творчество.
2. Песню калинову я складываю опять, и с людьми разговор сердцем я веду (В. Сосюра.) Посадите калину в чистом поле! И она освятит время! Род наш очень любит свободу. Пусть же воля любит нас! (А. Ноябрь.) Зацветает калина, орешник зеленеет. (А. Каминчук.) Весной калина белым цветом цветет, а осенью красные ягоды дарит. (Род. творческим.) Гордится калинка, явор молодеет, а кругом их ивняки и лозы зеленеют. (Т. Шевченко.) Без вербы и калины нет Украины. (Род. творческим.) Колишися, калина, колишися, зелеными листочками распишись, солнечными лучами розмалюйся, с сильным ветром буйнесеньким розцілуйся. (Марийка Пидгирянка.)
Диктант с комментированием.
Подчеркнуть однородные члены предложения. Объяснить употребление знаков препинания между однородными членами и между частями сложных предложений.
Золотит осень купола деревьев, плывет за горизонт журавлиная песня.(Д. Кононенко.) Слышу, как пахнет земля Отечества голубизной, росой, цветами (В. Мирный.) Источники б’ют, поют и кричат, а потом выливаются в реки (И. Яворский.) Пришла пора грибов и журавлей, оделся в золотую кирею лес (Г. Стельмах.). Течет туман в берегах реки, и текут в тумане птицы над рекой, сидят в лодках с удочками дядьки, а седые кони идут к водопою (Есть. Гуцало.)
VІ. Подведение итогов урока.
Беседа.
· Что называется словосочетанием?
· Как связываются слова в словосочетании?
· Как определить в словосочетании главное и зависимое слова?
· Почему не образуют словосочетание подлежащее и сказуемое, а также однородные члены предложения?
· Какие знаки препинания ставят между однородными членами предложения?
· Ставится запятая, если однородные члены предложения соединены неповторюваними союзами и, да? Привести примеры.
· Ставится запятая между однородными членами предложения, эт’связанными союзом а, но, да (в значении но)? Привести примеры.
· Что выражает предложение?
· Какие есть виды предложений по строению?
· Какие есть виды предложений по количеству грамматических основ?
· Какие есть виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраской?
· Какой знак препинания ставится в конце окличного предложения? повествовательного предложения, которое произносится без окличної интонации? вопросительного предложения? Привести примеры.
VII. Домашнее задание.
Вправа 8.