И СЕМЕСТР
ВСТУПЛЕНИЕ
Урок № 1
Тема: Красота и богатство украинского языка
Цель: углубить знания о богатстве и красоте украинского языка, обратить внимание на богатство ее лексического состава и грамматической совершенство, ее звучность и мелодичность; формировать наблюдательность, развивать логическое мышление, память, эмоциональную сферу, совершенствовать культуру устной и письменной речи; воспитывать уважение и любовь к родному языку.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник.
Ход урока
И. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.
II. Подготовка к восприятию нового материала.
Работа у доски. Записать предложения. Объяснить написание выделенных слов и употребление знаков препинания.
На устах расцветает слово любисткові и барвінково (П. Осадчук.) Вокруг прекрасный соловьиный пение мне звучал, как украинский язык (Яр Славутич.) Звенит, поет наша речь, чарует, радует и пьянит (Александр Олесь.) Мы ласковые, у нас неизменная доброта и речь бессмертная и нетленная (В. Чуйко.) Речь красочная, мова богата, гидна и тепла, як батьківська хата. (В. Гринько.)
III. Изучение нового материала.
Работа с учебником. Выполнение упражнения 1. (Выразительно прочитать текст. Дать ответы на вопросы: в чем проявляется богатство украинского языка? Каким образом достигается мелодичность украинского языка?)
IV. Выполнение упражнений на закрепление изученного.
Прочитать предложение, заранее записанные на доске (или спроектированы на мультимедийную доску). Какое из них подчеркивает богатство украинского языка? Которое подчеркивает ее благозвучие?
...Нитки, венки словосочетаний, пословицами’ел, выражений и фраз - и знаешь их, употреблял не раз, но берешь, как вечный ученик... (Д. Белоус.) Во мне звучишь ты, мово песенная, лунаєш шумом родного роще! Кажешься звуком свирели в поле, говорком хлеб на родных полях, шелестом ивы, калины, тополя... (И. Кращук.)
Работа у доски.
Записать предложения. Объяснить, в прямом или переносном значении употреблены выделенные слова. Раскрыть их лексическое значение. Ответить на вопрос: каким образом достигается мелодичность украинского языка? В чем проявляется ее богатство?
Мово славная и голосистая из глубокого источника! (В. Ефимович.) ...Языков течение быстрого чистоводу, народная речь сияет и звенит. (В. Бычко.) Пусть же слово, слово золотое печалится, смеется и цветет! (Г. Лубкивский.)
Работа с учебником. Выполнение упражнения 3 (задача II).
Предупредительный диктант.
Душистая, певучая, гибкая, благозвучный, полна музыки и цветочных благовоний... Такими эпитетами сопровождается признание украинского языка. (О. Гончар.) В языке - чары этюды о, печаль и радость в родном слове. (Д. Белоус.)
V. Подведение итогов урока.
VИ. Домашнее задание. Упражнения 2, 4 (устно).