Урок № 3
Тема. Предложение, его грамматическая
основа. Члены предложения
Цель: повторить и обобщить
знания учащихся о строении простых и сложных предложений, о делении предложений на двусоставные
и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.
Тип урока: комбинированный урок
(повторение изученного; закрепление и систематизация полученных знаний).
Оборудование: учебник.
ХОД УРОКА
I. Сообщение темы и цели урока.
II. Повторение
ключевых вопросов темы.
v Работа с учебником.
1) Проработка теоретического
материала (единицы синтаксиса).
2) Устное выполнение упражнения 223.
v Самостоятельная работа.
Переписать заранее записанный на
доске текст, членуючи его на предложения и расставляя знаки препинания. В
каждому из предложений подчеркнуть грамматическую основу. Дать определение главным членам
предложения.
Пусть никто не половинить твоих
земель не розтина потому что ты единственная Украино потому что ты на всех у нас одна и казаки и
сечевые стрельцы за тебя погибали в полях в небесах созвездия Льва нам светит на
Млечный Путь страждущая чаєчко-милая единственные два твои крылья выходим нене в
дорогу чтобы ты была свободной. (Д. Чередниченко)
III. Анализ материала с целью
обобщение изученного.
v Работа с учебником.
Выполнение упражнения 233 (проработка
таблицы).
IV. Выполнение
упражнений на применение обобщающих правил.
v Работа у доски.
Записать предложения. В каждом
определить грамматические основы, указать второстепенные члены предложения.
...Вильна Вкраина из могилы встает.
Она - мое счастье, мое бессмертие (Д. Павлычко). Хочется думать не о царстве
запічне. Хочется думать о .високе и вечное. О неистребимости, например,
материи, а не о годовые отчеты бухгалтерии (В. Баранов).
v Работа с учебником.
1) Устное выполнение упражнений 234, 235.
2) Устное выполнение упражнения 237
(синтаксический разбор предложения).
v Работа у доски.
Записать предложения. Определить в
каждому грамматические основы. Объяснить, в чем заключается различие между предложениями
простыми и сложными, привести примеры. Указать предложения распространенные и нераспространенные,
двусоставные и односоставные. Указать неполное предложение.
Ночь пришла. Вздохнули двери. Хата
спит... (П. Харченко). Солнце. Осень. И лета бабочка. Может, это и есть та
благодать... (П. Вольвач). Исчезли тени, все поблідло. Луч достиг горизонта (Б.
Дегтярев ). Деревьев столетних удлиненные души кощаві руки в небо подняли (Л. Костенко).
Последний вагон. Опустілий перрон. В окне - твой профиль холодный. Сгущается дождь.
Надо жить (П. Малеев).
v Перепишите предложения, расставляя пропущенные знаки
знаки (подаем предложение без их изъятия).
В каждом из предложений подчеркнуть
грамматическую основу и второстепенные члены. Указать слова, грамматически не связанные с
членами предложения (обращения, вставные слова).
Разве это не мы любовались згарищами
сожженных казацких церквей? Разве не мы скніємо с голода среди щедрых полей, не
способны прокормить себя? Трудолюбивые, как на плантациях рабы, и затравленные, будто
индейцы в резервациях. Сонные на избирательных участках, будто волы, и тщеславные в
ветчину, словно гетманы. Край мой, степи твои необозримые, как наша глупость! Через ту
необозримость, пожалуй, и мы потеряли остатки инстинкта самосохранения. А может, было
бы лучше, если бы ты была совсем маленькой, моя родина? Может, тогда мы ценили
каждый комочек твоего чернозема и каждое мгновенье своей воли? (Л. Степовичка)
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание.
§ 12, упражнение 227 (в каждом из предложений
подчеркнуть члены предложения).