Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНОЙ ЯЗЫК 11 КЛАСС
План-конспекты уроков

Урок № 3

Тема. Предложение, его грамматическая основа. Члены предложения

 

Цель: повторить и обобщить знания учащихся о строении простых и сложных предложений, о делении предложений на двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.

Тип урока: комбинированный урок (повторение изученного; закрепление и систематизация полученных знаний).

Оборудование: учебник.

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы и цели урока.

II. Повторение ключевых вопросов темы.

v Работа с учебником.

1) Проработка теоретического материала (единицы синтаксиса).

2) Устное выполнение упражнения 223.

v Самостоятельная работа.

Переписать заранее записанный на доске текст, членуючи его на предложения и расставляя знаки препинания. В каждому из предложений подчеркнуть грамматическую основу. Дать определение главным членам предложения.

Пусть никто не половинить твоих земель не розтина потому что ты единственная Украино потому что ты на всех у нас одна и казаки и сечевые стрельцы за тебя погибали в полях в небесах созвездия Льва нам светит на Млечный Путь страждущая чаєчко-милая единственные два твои крылья выходим нене в дорогу чтобы ты была свободной. (Д. Чередниченко)

III. Анализ материала с целью обобщение изученного.

v Работа с учебником.

Выполнение упражнения 233 (проработка таблицы).

IV. Выполнение упражнений на применение обобщающих правил.

v Работа у доски.

Записать предложения. В каждом определить грамматические основы, указать второстепенные члены предложения.

...Вильна Вкраина из могилы встает. Она - мое счастье, мое бессмертие (Д. Павлычко). Хочется думать не о царстве запічне. Хочется думать о .високе и вечное. О неистребимости, например, материи, а не о годовые отчеты бухгалтерии (В. Баранов).

v Работа с учебником.

1) Устное выполнение упражнений 234, 235.

2) Устное выполнение упражнения 237 (синтаксический разбор предложения).

v Работа у доски.

Записать предложения. Определить в каждому грамматические основы. Объяснить, в чем заключается различие между предложениями простыми и сложными, привести примеры. Указать предложения распространенные и нераспространенные, двусоставные и односоставные. Указать неполное предложение.

Ночь пришла. Вздохнули двери. Хата спит... (П. Харченко). Солнце. Осень. И лета бабочка. Может, это и есть та благодать... (П. Вольвач). Исчезли тени, все поблідло. Луч достиг горизонта (Б. Дегтярев ). Деревьев столетних удлиненные души кощаві руки в небо подняли (Л. Костенко). Последний вагон. Опустілий перрон. В окне - твой профиль холодный. Сгущается дождь. Надо жить (П. Малеев).

v Перепишите предложения, расставляя пропущенные знаки знаки (подаем предложение без их изъятия).

В каждом из предложений подчеркнуть грамматическую основу и второстепенные члены. Указать слова, грамматически не связанные с членами предложения (обращения, вставные слова).

Разве это не мы любовались згарищами сожженных казацких церквей? Разве не мы скніємо с голода среди щедрых полей, не способны прокормить себя? Трудолюбивые, как на плантациях рабы, и затравленные, будто индейцы в резервациях. Сонные на избирательных участках, будто волы, и тщеславные в ветчину, словно гетманы. Край мой, степи твои необозримые, как наша глупость! Через ту необозримость, пожалуй, и мы потеряли остатки инстинкта самосохранения. А может, было бы лучше, если бы ты была совсем маленькой, моя родина? Может, тогда мы ценили каждый комочек твоего чернозема и каждое мгновенье своей воли? (Л. Степовичка)

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание.

§ 12, упражнение 227 (в каждом из предложений подчеркнуть члены предложения).