Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Поурочные планы для 5 классов

Урок № 3.

Тема. Ноль и миллиард

 

Цель. Сформировать понятие о нуле как цифру и число, расширить множество натуральных чисел до класса миллиардов.

Учащиеся должны знать: ноль является цифрой и числом, уметь читать и записывать натуральные числа с миллиардами, уметь записывать числа в виде суммы разрядных слагаемых.

 

Ход урока

И. Проверка домашнего задания

Наличие выполнения домашнего задания проверяют дежурные ученики. Правильность выполнения проверяют комментированием.

 

II. Сообщение темы и цели урока.

Ученики читают стихотворение С. Маршака, методом “Ролевая игра“ (ведущий, ноль, единица).

Ноль.

Вот круглый ноль, или ничего.

Послушай сказку про него.

Веселый ноль прошептал

Соседке - единице:

- С тобой рядом я бы хотел постоять , сестрица!

И единица говорит: “Нет, ты - ноль, число ничтожное.

Не стой со мной, потому что мне это совсем неприятно!”

А ноль на это: “Я знаю сам, что в мире значу мало...

То если рядом стоять нам, десятка с тебя стала бы!

Посмотри на себя - ты же у нас маленькая и худощавая.

Пусть не говорят, что такие нули ничтожны и малы

И с единицы сделают сто,

А из двойки-целых двести!

 

Учитель обращает внимание учащихся, значение имеет ноль. Если до самого наибольшего числа из известных чисел 999999999 прибавить один, то получится 1000000000. Это один миллиард. Если дописать еще один ноль, то получится 10000000000. Это десять миллиардов. Если еще один ноль добавить, то получится 100000000000. Итак, после класса миллионов идет класс миллиардов с разрядными единицами.

Рассматриваем таблицу классов и разрядов. Учимся читать числа с миллиардами, обучаем учеников правильно их читать. Обращает внимание на то, что миллиард очень большое число. Число ноль имеет свои свойства. Всегда:

1) а - а = 0 5 - 5 = 0

2) а + 0 = а например 7 + 0 = 7

3) а - 0 = а 20 - 0 = 20

4) а 0 = 0 8 . 0 = 0

каким бы ни было число а.

Эти свойства надо запомнить.

Способ чтения или записи чисел называют нумерацией. Мы пользуемся арабским. Существуют другие нумерации. Ознакомление учащихся с римской нумерацией.

 

III. Решения упражнений.

 

1. Рассматриваем образцы решения упражнений из учебника № 1, 2. Обращаем внимание на то, что означает на сколько уменьшается число и во сколько раз уменьшается число.

2. Устное решение упражнений № 48, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 58.

3. Работа в парах. Решения упражнений письменно. Ученики записывают в тетрадях и по одному выходят к доски и записывают ответы. № 60, 61, 62, 64, 65, 67, 71.

4. Самостоятельная работа. Исполнение № 70. Записать римскими цифрами числа. Числа записаны на доске, после выполнения работы в тетрадях проверяем правильность с помощью записей ответов на доске.

 

ИV. Задание на дом.

§2 № 63, 66, 69, 72, 74.

 

V. Подведение итогов урока.

С помощью метода “Микрофон “ учитель предлагает учащимся дать ответы о том, что нового они выучили на уроке, поняли материал. Назвать свойства нуля.