Урок 3.
Марш. Танец
Цель урока: обогащать представления учащихся о жизненном содержании музыкального искусства, в особенности музыки марша и танца. Углубить знания о различных видах танцев. Закрепить понятие «танец», «балет», «симфонический оркестр», «дводольність», «тридольність». Развивать эмоциональную сферу школьников, музыкальный слух, творческие способности. Воспитывать культуру исполнения и слушания музыки.
Ожидаемые результаты: учащиеся определяют общие черты всех маршей и различия в звучании их разновидностей, роль средств выразительности в вариантах одной маршевой мелодии; объясняют, что такое танец и особенности музыки вальса и польки; выразительно поют, выражают характер музыки в пластических движениях.
Оборудование: _________________________________________
Тип урока: комбинированный, углубление темы.
Доминанты урока:
- марш;
- средства музыкальной выразительности;
- танец; вальс, полька.
1. Организационный этап
1.1. Вход в класс под музыку.
1.2. Проверка присутствия учащихся:
количество по списку ___,
количество присутствующих на уроке ___,
отсутствующих ___.
1.3. Проверка готовности учащихся к уроку.
1.4. Проверка готовности классного помещения к уроку.
2. Ориентировочный план урока
2.1. Вход в класс под «Марш» С. Прокофьева.
2.2. Распевки. Попевка «В нашем классе» (песня, марш) на муз. Д. Кабалевского.
2.3. Продолжение работы над песней «Эй, войско идет» (муз. В. Верховинца).
2.4. Слушание «три варианта марша» (муз. Д. Кабалевского).
2.5. Разучивание песни К. Мяскова «Лесные барабанщики» (или украинской народной песни «Эй вы, детки чорнобриві»).
2.6. Беседа с учащимися о танце.
2.7. Исполнение попевок «В нашем классе» (вальс, полька).
2.8. Слушание фрагмента «Вальса» из балета П. Чайковского «Спящая красавица» (или просмотр видео-фрагмента).
2.9. Слушания «Итальянской польки» С. Рахманинова. Ритмические упражнения, танцевальные движения.
2.10. Обобщение материала.
2.11. Выход из класса под звучание «Итальянской польки» (или по выбору учителя).
3. Актуализация опорных знаний
3.1. Распевки.
3.2. Закрепление материала предыдущего урока:
- С каким из трех типов музыки познакомились ученики?
- При каких жизненных обстоятельствах звучат разные марши?
- Какие общие черты всех маршей?
- Чем марши отличаются друг от друга?
3.3. Продолжение работы над песней «Эй, войско идет» (муз. В. Верховинца).
4. Мотивация учебной деятельности
4.1. Сообщение темы урока.
4.2. Мотивационная беседа с учащимися.
Осознание особенностей музыки марша и танца, а также роли средств музыкальной выразительности в изменении характера звучания одной мелодии поможет ученикам лучше понимать язык музыки, образное содержание музыкальных произведений, обогатит их музыкальный кругозор.
5. Этап усвоения новых знаний
5.1. Слушание «три варианта марша» Д. Кабалевского.
5.2. Разучивание песни К. Мяскова «Лесные барабанщики» (или украинской народной песни «Эй вы, детки чорнобриві»).
5.3. Попевка «В нашем классе» (вальс, полька).
5.4. Слушание фрагмента «Вальса» из балета «Спящая красавица» П. Чайковского.
5.5. Слушания «Итальянской польки» С. Рахманинова. Ритмические упражнения. Выполнение танцевальных движений.
6. Обобщение и закрепление знаний
6.1. Какие музыкальные произведения прозвучали на уроке?
6.2. Какие композиторы написали эту музыку?
6.3. Чему научила эта музыка учеников?
6.4. Чем отличается музыка вальса и польки?
6.5. Какие средства выразительности помогли создать яркие музыкальные образы?
Общие черты танцевальной музыки - легкость и упругость звучания, танцевальные ритмы, яркие акценты.
6.6. По желанию - задания в «Рабочей тетради по музыкальному искусству».
7. Подведение итогов урока
На уроке учащиеся познакомились с особенностями двух типов музыки - марша и танца, творчеством выдающихся композиторов, чьи произведения являются шедеврами мировой музыкальной культуры.
8. Выход из класса
Под звучание «Итальянской польки» С. Рахманинова (или по выбору учителя).