Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО 5 КЛАСС
Конспекты уроков

И семестр

 

Урок 3. ЯЗЫК МУЗЫКИ

 

Цель: вспомнить такие понятия как «мелодия», «гармония», «порядок», «тоника», «динамика», «темп». Развивать эстетические вкусы детей, прививать им любовь к слушанию музыки, умения анализировать прослушанные произведения.

 

Вступление

Чтобы научиться понимать язык музыки, надо отличать основные элементы, из которых она состоит, чувствовать своеобразные свойства каждого из них.

 

Элементы музыкального языка

Важнейшим элементом музыкального языка является мелодия - «душа музыки». Когда мы поем без слов и без сопровождения любимый мотив, - звучит только мелодия. Это - основная мысль вокального или инструментального произведения.

Мелодия - музыкальная мысль, образное содержание которой выражен одним голосом.

 

Также очень важным элементом музыкального языка является гармония, которую мы слышим, слушая сопровождение к мелодии.

Гармония - созвучие, элемент музыкального языка.

 

Обратите внимание: музыкальные звуки, сочетаясь друг с другом, воспринимаются по-разному. Одни - как устойчивые. На них композитор и заканчивает пеню или инструментальную пьесу. А другие звуки вызывают ощущение незавершенности и требуют движения к устойчивому звука.

 

Строй - объединение звуков, различных по высоте, тяготеют друг к другу.

Тоника - это самый устойчивый, основной звук строя.

 

Вспомните, какие бывают лады? (Мажорный и минорный)

 

Конечно, композитор не может передать всю красоту музыки, не используя динамику. Благодаря динамическим оттенкам музыка становится более выразительным и более эмоциональной. В переводе с греческого языка слово «динамика» означает «сила». Следовательно, этот элемент музыкального языка связан с громкостью звучания.

Выразительность музыки, ее характер и настроение зависит и от скорости исполнения произведения - темпа. Основной темп исполнения музыкального произведения обозначается итальянским сроком его начала.

Allegro - быстро;

Vivace - живо;

Andante - спокойно;

Moderato - умеренно, сдержанно;

Adagio - медленно.

 

Творческое задание

Рассмотрите репродукции картин из цикла «Соната весны» выдающегося литовского художника и композитора Микалоюса Чюрлениса. Объясните, почему одна из них называется «Анданте», а другая - «Аллегро». Аргументируйте и обсудите разные версии.

 

Сведения о композиторе

П. И. Чайковский (1840-1893) происходил из украинского рода Чаек. Прадед композитора родился под Кременчугом.

Свои первые впечатления композитор получил от народных песен, которые пленили его своей красотой. Музыкой будущий композитор начал заниматься еще в детстве. С открытием Петербургской консерватории Чайковский становится ее учеником и заканчивает это заведение с серебряной медалью.

П. И. Чайковский создал большое количество прекрасных музыкальных произведений самых разнообразных жанров. Все свое творчество он посвящал красоте природы, борьбе человека за счастье.

Творчество Чайковского охватывает оперы, всемирно известные сказочные балеты («Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица»), симфонии, концерты и т.д.

За свою жизнь П.чайковский много путешествовал. Он посещал Италию, Германию, Францию, Чехию и даже - Америку. И везде, где он был, композитор слушал и записывал народные песни.

 

Слушания. П. И. Чайковский, «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка» из «Детского альбома»

За свою жизнь П.чайковский много путешествовал. Он посещал Италию, Германию, Францию, Чехию и даже - Америку. И везде, где он был, композитор слушал и записывал народные песни. Так в «Детском альбоме» появились: «Итальянская песенка», «Неаполитанская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка».

Слушая произведения П.чайковского, проследите за элементами музыкального языка.

 

Анализ прослушанных произведений

Как средства выразительности помогают создать музыкальные образы, передать настроения произведений?

 

Демонстрация песни «Радужная», О.Янушкевич, М.Ясакової

 

Разучивание песни «Радужная», О.Янушкевич, М.Ясакової

 

1. За радужным, за небосводом

Кто-то на свирели волшебно играет.

А то играет, то кажется,

Песня льется из моего сердца?

 

Припев:

Над моим краем,

Над моим городом

Песня звучит

Голосом чистым.

Песня взлетает

В мир широкий.

Радуга играет

На семи нотах.

 

2. В волшебной песни слова замечательные

Все цветные, все радужные.

Капельки солнца в каждом слове.

Капельки счастья тоже цветные.

Припев.

 

3. За радужным, за небосводом

Серебряные колокольчики кто-то рассыпает.

На тех колокольчиках радуга играет,

Песня звучит над родным краем.

Припев.

 

Исполнение песни «Музыка», Г. Струве, И. Исаковой

 

Итоги урока

Средства музыкальной выразительности имеют важное значение в создании образа, настроения, характера произведения. Если вы научитесь анализировать особенности музыкального языка, то научитесь понимать то, что хотел донести до слушателей композитор.

 

Домашнее задание

Спеть любимую песню, меняя такие средства музыкальной выразительности, как темп, ритм, мелодию, динамику.