География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ. 6 КЛАСС.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

И СЕМЕСТР

 

РАЗДЕЛ И

Географическое познание Земли

 

Тема 1. Древняя эпоха познания Земли

 

Урок 3. Древняя эпоха познания Земли

 

Практическая работа № 2. Составление таблицы «Эпохи географического познания Земли»

Цель: ознакомить учащихся с основными этапами географических открытий и исследований; сформировать у учащихся первичные умения работать с географическими картами, дополнительной географической литературой; способствовать развитию интереса учащихся к географии как науки.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: атласы, физическая карта мира, портреты путешественников, учебник.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков

Беседа

• Что изучает география?

• Когда и кем впервые было употреблено понятие «география»?

• Какую форму имеет планета Земля?

• Вспомните имена известных вам путешественников.

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Чем больше путешествовали люди - тем чаще задумывались: «На что похожа наша Земля, какова ее форма?». Правильное представление о Земле и ее форме сложилось у разных народов не сразу и не в одно и то же время.

 

ИV. Изучение нового материала

В древнем Китае каждый император делил земли по-своему. Во все стороны шли чиновники с компасом, чтобы потом доложить императору, на что похожи его земли. «Твоя земля плоская, похожая на рисовое зерно. По краям стоят столбы, которые подпирают небо»,- говорили они императору.

Задачи. Используя атлас, скажите, какой представляли Землю древние индийцы, вавилоняне.

О представление греков о Земле можно узнать из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». В них говорится, что Земля - это выпуклый диск, напоминающий щит воина. Суша со всех сторон омывается рекой Океан. Греческий философ Фалес (VI в. до н. э.) представлял Вселенную в виде жидкой массы, внутри которой находится пузырь, имеющий форму полушария. Вогнутая поверхность - небо, нижняя плоская - Земля, которая подобна пробки плавает.

В VI в. до н. э. Пифагор впервые высказал предположение, что Земля - шар. «Все в природе должно быть гармоничным, - говорил он. Наиболее точная из геометрических фигур - шар. Земля также должна быть гармоничной, точной. Значит она - шар».

Но доказать, что Земля - шар, он не мог. Сделал это египетский математик и географ Эратосфен (ок. 275-194 гг. до н. э.). Он не только измерил диаметр Земли, но и сделал карту, которой пользовались до конца i в. н. э.

География берет свои истоки в Древних Греции и Риме. Однако греки многими своими географическими суждениями были обязаны первым исследователям из разных стран мира, которыми считают египтян, умели определять направление юг - север, давали рекомендации относительно наводнений на Ниле; месопотамців, которые разделили год на 12 месяцев, собрали сведения о движениях небесных тел; финикийцев, которые были первыми мореплавателями и первооткрывателями.

Рассказы учащихся о развитии географии и появление географической литературы (опережающее задание). Выполнение практической работы № 2.

Задачи. Используя учебник, атласы, рассказы одноклассников, заполнить таблицу (выполняется коллективно).

 

Этапы познания Земли

Выдающиеся ученые

Географические достижения

Древняя эпоха

Геродот

 

Анаксимандр

 

Эратосфен

 

Страбон

 

Птолемей

 

 

Годы существования Древней Греции стали годами осмысления и обобщения географического материала, который остался от древнейших цивилизаций. В поэме Гомера «Одиссея» упоминаются районы севера и долгая полярная ночь, встречаются описания погоды. Фалес Милетский первым начал измерять и определять место нахождения объектов на поверхности, указывал на свойства медной руды, ввел понятие «горизонт» и «стороны света». Анаксимандр познакомил древних греков с гномоном, первым начертил карту мира с использованием масштаба.

В работе Гекатея Милетского «Землеопис» речь идет о климат, флору, фауну, обычаи народов, обосновывается граница между Европой и Азией. Геродота считают отцом этнографии, поскольку он описал традиции неизвестных народов. Он был в Северной Африке, Скифии. Платон (428-348 гг. до н. э.) выдвинул мысль о изменение природы хозяйственной деятельностью человека, обосновал гипотезу о существовании Атлантиды, высказал идею о шарообразности Земли, создал в Афинах Академию.

Аристотель создал труд «Метеорологіка», пояснил шарообразности Земли, обосновал концепцию о широтную зональность, предполагал, что существует Южная Земля. Страбон (64/63 гг. до н. э. - 23/24 гг. н. э.) - создает труд «География» в 17 книгах. Он считает, что Земля - шар, вокруг которой движутся Солнце и планеты. Сушу, по его мнению, это единственный материк, образованный Европой, Азией, Африкой. Клавдий Птолемей (ок. 90-ок. 160 г. н. э.) обосновал геоцентрическую систему развития Вселенной. Он усовершенствовал карты: для изображения географических объектов использовал сетку параллелей и меридианов.

Значительные географические достижения в древнюю эпоху были в Китае. Китайцы первыми начали проводить систематические наблюдения за погодой. Они первыми в мире осуществили перепись населения, создали осадкомер и компас, описали круговорот воды в природе, процессы разрушения гор. Китайские путешественники пересекли Тибет и Гималаи, проложили морские пути на запад и на восток, интенсивно развивали картографию.

Арабские ученые провели много важных наблюдений и сделали выводы о климате: описали особенности формирования муссонов, образование облаков, предложили деление Земли на 14 климатических районов, заметили, что климат меняется в долготном направлении. Арабский исследователь Бируни сосредоточил внимание на особенностях образования рельефа Земли под воздействием внешних процессов. Арабский путешественник Идриси создал «Развлекательный пособие для тех, кто желает совершить кругосветное путешествие».

Создание географических карт имеет большую и богатую историю. Еще задолго до появления письменности люди умели составлять рисунки, отражавшие местность: реки, горы, леса и т.д. В 70-е годы прошлого века во время археологических раскопок на Черкасщине найдено одно из древнейших изображений местности, еще 15 тысяч лет назад высеченную нашими предками на бивни мамонта.

Задачи. По картам атласа показать, как менялись представления людей о Земле (земли, воды обозначены; соответствуют ли они современным; какой вид карт; почему допущены неточности в изображении):

I группа учащихся - анализ карты Эратосфена;

II группа - анализ карты Птолемея;

III группа - анализ карты Меркатора.

На карте Птолемея нанесен градусную сетку и больше чем 8 000 названий географических пунктов - городов, гор, островов, но на картах суша занимала большую часть Земли. Нулевой меридиан проходит через Канарские острова, на 180 меридиане его карты находится Китай, великая сушь, что простирается от вершины карты к экватору. Индийский океан окружен с юга массивом суши - неизвестной Южной землей. Эта земля оставалась на всех картах почти до XVIII века. Картами Птолемея пользовались несколько веков.

Карты арабского географа Идриси (1100-1166) были шагом вперед по сравнению с географией Птолемея. Одна из карт была выполнена на большом серебряном блюде, вес которого равнялась 91 кг. На оригинале север было расположено внизу, а юг - вверху. Градусной сетки не было. На карте Идриси является Скандинавия, Балтийское море, Ладожское и Онежское озера, Двина, Днепр, Волґа, Енисей, Байкал, Амур, Алтайские горы, Тибет, страна Син и страна Инд.

Первые упоминания в литературе о географические глобусы относятся к III-II вв. до н. э. (глобуса Архимеда, Кратеса с Пергами и др.). Древнейший глобус Земли, сохранившийся до нашего времени, изготовил в 1492 г. немецкий географ и путешественник Мартин Беґайм. Он отражал представления о Земле, которые царили в XV в.: размеры глобуса были рассчитаны на основе значительно уменьшенной длины экватора, восточные берега Азии показаны именно там, где в действительности расположены восточные берега Америки, а Атлантический океан Беґайм заполнил мифическими островами, часть из которых изображена неподалеку от западных берегов Европы. Этот глобус находится сейчас в Германии, в городе Нюрнберге.

Задачи. Используя изображение глобуса Беґайма в атласе, сравните его с современным.

 

V. Закрепление новых знаний, умений, навыков

Беседа

• Какую форму имеет Земля?

• Какие территории показаны на картах Эратосфена, Птолемея?

• Назвать географические достижения китайцев в древнюю эпоху.

• Когда и кем был создан самый древний глобус?

 

VИ. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

Проработать соответствующий параграф в учебнике.