РАЗДЕЛ И
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ, ЕЕ ПРОБЛЕМАТИКА И НАЗНАЧЕНИЯ
Предпосылки возникновения философии
Вопрос о происхождении философии - это довольно сложная философская проблема. Ее освещение предполагает ответы на вопросы: когда, где, при каких обстоятельствах, с чего, почему и как возникла философия. По этим вопросам в литературе (как учебной, так и научно-исследовательской) существует несколько точек зрения, которые хоть и отличаются, все же связаны между собой и дополняют друг друга. Попробуем составить интегральную картину процесса возникновения философии с целью углубления представлений о ее сущности, специфики, назначения в обществе и значение для человека.
Почти все исследователи сходятся на том, что в середине i тыс. до н. э., примерно в VI ст., в трех очагах древней цивилизации - в Индии, Китае и Греции - практически одновременно возникает философия. Не прибегая к детализации (этот вопрос подробнее будет рассмотрен далее), дадим общую характеристику этой эпохи.
Историки еще должны ответить на вопрос, почему именно VI в. до н. э. выделяется из общего прогресса веков i тыс. до н. э. как время мощного взрыва интеллектуальной энергии. Уже сейчас известны многочисленные предпосылки экономического, социального, политического и интеллектуально-духовного характера, которые подготовили этот перелом. Скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к железу, от варварства к цивилизации, появление товарно - денежных отношений, ослабление жестких традиционных родоплеменных структур, возникновение государства, построенной на политических принципах, рост оппозиции традиционной религии и ее идеологам в образе состояния жрецов, переоценка нормативных нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост научных знаний -
вот некоторые факторы, из которых складывалась духовная атмосфера, которая способствовала зарождению философии. Иначе говоря, в эпоху, о которой идет речь, осуществлялись определенные кардинальные изменения в экономической и социально-политической сфере, и эти изменения сопровождались изменениями в сфере духа, что породили философию. Для того чтобы понять эти изменения, нужно подробно рассмотреть тот тип организации общества, который доминировал до этих изменений, и ту форму существования духа, которая отвечала указанном типичные общественной организации.
Конечно, мы не можем претендовать на исчерпывающую характеристику архаических обществ, которые существовали до VI в. до н. э. в Индии, Китае или Греции. Об этом частично пойдет речь в следующем разделе. Однако общие характеристики все же дадим. Общества, истоки которых теряются в глубине тысячелетий и которые существуют до VI в. до н. э., называют первобытными, первіснообщинними, или общинно-родовими. их общие черты определенным образом отражаются абстракцией общинно-родовой формации, точный и, главное, краткое описание которой сделал О. Ф. Лосев.
Общество общинно-родовой формации возникает и организуется на почве кровнородинних отношений, которые лежат в основе и всего производства, и распределения труда между членами и общиной, и распределения продуктов труда. Если под характером производства понимать производственную категорию, то перед нами - докласове общество. Это-тот первобытный коллективизм, где вся не только экономическая, но и политическая, и военная жизнь общества определяется только самой общиной, во главе которой стоит сначала женщина (матриархат), а позже - муж (патриархат), когда пришлось в полной мере отделять организационные функции от чистородинних отношений. Однако везде и всегда в общинно-родовой формации более всего понятными были именно родственные отношения. И когда возникал вопрос о природе или мире в целом, то и в этой вполне объективной сфере тоже не находили ничего иного, кроме родственных отношений, то есть отношений родителей и детей, братьев и сестер, дедов и внуков, предков и потомков. Все вокруг: и солнце, и месяц, и звезды, вплоть до неорганической и неодушевленої природы, - понималось как всеобщая родовая община. И поскольку такое всеобщее одушевления життєвородинних элементов является признаком мифологического сознания, то должны считать, что основной метод общинно-родового мышления - это мифология.