Раздел 1. МЕСТО ТРАНСПОРТА В
ИНФРАСТРУКТУРЕ ТУРИЗМА
1.2. Взаимодействие транспорта и туризма
Развитие транспорта и туризма -
тесно взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс. Общепринятым является факт, что
современный туризм достиг значительного уровня развития во многом благодаря
использованию транспорта. Начало кардинальным изменением в транспортной системе
было положено созданием железной дороги и открытием регулярного пароходного
сообщения. Автомобильный и авиационный виды транспорта, которые появились позже
сделали еще большее влияние на дальнейшее развитие туризма. Много иностранных и отечественных
ученых исследуют формирование взаимоотношений между транспортом и туризмом. Так,
российский исследователь В.Б. Сапрунова прямо связывает развитие туризма с изменениями
на транспорте, называя последние революционными в связи с изобретением парохода
и паровоза, а также расширением сети дорог в Европе [28].
Английский ученый Джон Уокер
считает, что история развития туризма в целом делится на две части: первая -
до появления и использования массовых видов транспорта; вторая - после их появления,
что, в свою очередь, состоит из отдельных этапов соответственно к возникновению новых
видов транспортных средств, а именно: возраст железных дорог, возраст автомобилей, возраст
реактивных самолетов и век круизов на морских судах [32].
Высокие темпы развития туризма в
период после Второй мировой войны на прямую связаны с научно-техническим
прогрессом в области транспорта. Разработка современных авиалайнеров и начало
их массового использования вызвало настоящий «бум» в пассажирских перевозках.
У людей появилась возможность побывать в разных уголках планеты, преодолевая
значительное расстояние за короткий промежуток времени.
При исследовании взаимосвязи в
системе «туризм - транспорт» обычно уделяют больше внимания роли и значению
транспорта как решающему фактору в развитии туризма. Этому есть логичное
обоснование:
• транспорт существовал как отдельная
отрасль экономики к появлению потребности в туризме и превращение ее в социальную
потребность;
• транспорт может функционировать
отдельно и независимо от туризма, в то время как обратное невозможно;
• туризм находится в сильной
зависимости от хорошего состояния и функционирования транспортной системы, чем
пассажирский транспорт от туристического развития;
• эволюция на транспорте создала
основные предпосылки для «освобождения» туриста от транспортной зависимости -
единственный парадокс, который стал реальностью с появлением личных автомобилей и
совершенствование отдельных параметров транспортной системы.
Прогресс в транспорте появился
причиной не самого появления туризма, а высоких темпов его развития, структурной
трансформации и новых качественных характеристик данного явления. Это стало возможным
благодаря:
• совершенствованию качества
пассажирских транспортных средств (скорости, безопасности, комфорта,
экономичности);
• существенному увеличению провозной
способности пассажирского транспорта;
• созданию объективных условий для
уменьшение себестоимости и цены транспортных услуг.
В результате отмечаются изменения в
мировой транспортной системе, которая достигла исключительно высокого степени массовости
и демократизации туристического движения. Сегодня для транспорта практически не существует
препятствий для организации посещения любого уголка нашей планеты. Больше
того, в пределах суток можно преодолеть любое расстояние на Земном шаре.
Однако существуют и обратные зависимости
в системе «туризм-транспорт».
Признана роль туризма как стимулятора
социально-экономического развития в полной мере относится и к такой важной
отрасли экономики как транспорт. Обратное влияние туризма на развитие транспорта
начал особенно проявляться в годы после второй Мировой войны, когда произошли
значительные изменения в объеме, динамике и структуре туристического потока как в
национальном, так и международном масштабах.
Сегодня туризм считается одним из
главных факторов, которые определяют спрос на пассажирские перевозки в мире.
Данный вывод основывается на следующих обстоятельствах:
• в течение последних десятилетий
отмечается преимущественный рост туристических поездок в сравнении с поездками,
совершаемыми с не туристическими целями;
• появилась ярко выраженная
тенденция непрерывного увеличения относительной доли остановок в путешествии в рамках
его общей продолжительности;
• увеличиваются поступления от
туристической поездки, что является стимулом для работы пассажирского транспорта;
• доля транспортных расходов в
общем бюджете туриста на поездку в наше время колеблется от одной четверти
до двух третей [26].
Таким образом, высокие темпы роста
туристических путешествий, значительная их доля в общем объеме перевозок,
увеличение подвижности туристов, осуществляющих прямое действие на развитие транспорта.
В рамках мирового сообщества конкретный результат данного воздействия можно
рассмотреть в таких ракурсах:
• Наблюдается количественное
рост отдельных составляющих материальной базы всех видов пассажирского
транспорта, которые приспосабливаются к удовлетворению потребностей туристов: идет строительство
судов и самолетов большой мощности, двухэтажных вагонов и автобусов;
увеличивается пропускная способность санитарно-технических сооружений на транспорте; в
туристических центрах вводятся в строй новые и реконструируются действующие аэропорты и
железнодорожные вокзалы, морские и речные пристани.
• Происходит качественное
совершенствование подвижного состава и стационарных транспортных сооружений. Ориентация
на потребности туриста приводит к изменениям в транспортной системе, которые складываются
преимущественно в увеличении технико-эксплуатационной скорости пассажирских
транспортных средств, сокращении времени путешествия, улучшении интерьера и качества
обслуживание в транспортных средствах, совершенствовании их конструкции
согласно требованиям туристов (расширении возможностей зрительного обзора, ограничении шума
от работы двигателя, вибрации, удобств размещения в салоне), обеспечении
повышенных мер безопасности движения.
• Происходит совершенствование
организации транспортной деятельности и обслуживания. В результате увеличения
туристопотока появились новые виды туризма, которые требуют внедрения новых
организационных методов, форм и средств. Так, во многих странах существуют и
успешно работают самостоятельные транспортные организации, единственной деятельностью которых является
обслуживания туристов в путешествии; также создаются специальные транспортные
подразделения в структуре самих туристических предприятий. Ярко выраженной
тенденцией является установление тесных связей между транспортными и туристическими
организациями для достижения оптимальной координации их усилий в
обслуживании туристов. Реорганизация и перепрофилирование деятельности
транспортных предприятий все чаще стали происходить в зависимости от конъюнктуры
туристического рынка. Кроме того, развитие новых туристических центров и районов
всегда приводит к осуществлению организационных изменений в территориальном
перераспределении маршрутов пассажирского транспорта. Рост туристопотока вызвал
к жизни применение таких форм обслуживания, как комбинированные транспортные
услуги по формуле «поезд + автомобиль», «поезд + автобус + судно», «самолет +
автомобиль», «судно + самолет» и т.д. Участилось также проведение различных акций,
применяемых транспортными компаниями для поощрения туристов, и специальных
мероприятий в рамках транспортной тарифной политики, главная цель которых заключается в
привлечении клиентов на тот или иной вид транспорта, формирование новых
туристических потоков или эффективное их перераспределение по направлениям и периодам
года [13].
Кроме позитивного взаимодействия между
транспортом и туризмом существуют также и противоречия. Конфликты, как правило,
связанные с проблемами опозданий в конкретную местность, концентрацией
транспортных потоков и перевозочных средств по направлениям и периодам времени,
недоразумениями между работниками транспортных средств и туристами в оживленных
туристических центрах, дорожно-транспортным случаев и др. С целью недопущения
противоречий между транспортными и туристическими организациями необходимо оптимизировать
их деятельность согласно изменениям в предпочтениях современных туристов.