Туризм
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Организация транспортных путешествий и перевозок туристов

Раздел 1. МЕСТО ТРАНСПОРТА В ИНФРАСТРУКТУРЕ ТУРИЗМА

 

1.2. Взаимодействие транспорта и туризма

 

Развитие транспорта и туризма - тесно взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс. Общепринятым является факт, что современный туризм достиг значительного уровня развития во многом благодаря использованию транспорта. Начало кардинальным изменением в транспортной системе было положено созданием железной дороги и открытием регулярного пароходного сообщения. Автомобильный и авиационный виды транспорта, которые появились позже сделали еще большее влияние на дальнейшее развитие туризма. Много иностранных и отечественных ученых исследуют формирование взаимоотношений между транспортом и туризмом. Так, российский исследователь В.Б. Сапрунова прямо связывает развитие туризма с изменениями на транспорте, называя последние революционными в связи с изобретением парохода и паровоза, а также расширением сети дорог в Европе [28].

Английский ученый Джон Уокер считает, что история развития туризма в целом делится на две части: первая - до появления и использования массовых видов транспорта; вторая - после их появления, что, в свою очередь, состоит из отдельных этапов соответственно к возникновению новых видов транспортных средств, а именно: возраст железных дорог, возраст автомобилей, возраст реактивных самолетов и век круизов на морских судах [32].

Высокие темпы развития туризма в период после Второй мировой войны на прямую связаны с научно-техническим прогрессом в области транспорта. Разработка современных авиалайнеров и начало их массового использования вызвало настоящий «бум» в пассажирских перевозках. У людей появилась возможность побывать в разных уголках планеты, преодолевая значительное расстояние за короткий промежуток времени.

При исследовании взаимосвязи в системе «туризм - транспорт» обычно уделяют больше внимания роли и значению транспорта как решающему фактору в развитии туризма. Этому есть логичное обоснование:

• транспорт существовал как отдельная отрасль экономики к появлению потребности в туризме и превращение ее в социальную потребность;

• транспорт может функционировать отдельно и независимо от туризма, в то время как обратное невозможно;

• туризм находится в сильной зависимости от хорошего состояния и функционирования транспортной системы, чем пассажирский транспорт от туристического развития;

• эволюция на транспорте создала основные предпосылки для «освобождения» туриста от транспортной зависимости - единственный парадокс, который стал реальностью с появлением личных автомобилей и совершенствование отдельных параметров транспортной системы.

Прогресс в транспорте появился причиной не самого появления туризма, а высоких темпов его развития, структурной трансформации и новых качественных характеристик данного явления. Это стало возможным благодаря:

• совершенствованию качества пассажирских транспортных средств (скорости, безопасности, комфорта, экономичности);

• существенному увеличению провозной способности пассажирского транспорта;

• созданию объективных условий для уменьшение себестоимости и цены транспортных услуг.

В результате отмечаются изменения в мировой транспортной системе, которая достигла исключительно высокого степени массовости и демократизации туристического движения. Сегодня для транспорта практически не существует препятствий для организации посещения любого уголка нашей планеты. Больше того, в пределах суток можно преодолеть любое расстояние на Земном шаре.

Однако существуют и обратные зависимости в системе «туризм-транспорт».

Признана роль туризма как стимулятора социально-экономического развития в полной мере относится и к такой важной отрасли экономики как транспорт. Обратное влияние туризма на развитие транспорта начал особенно проявляться в годы после второй Мировой войны, когда произошли значительные изменения в объеме, динамике и структуре туристического потока как в национальном, так и международном масштабах.

Сегодня туризм считается одним из главных факторов, которые определяют спрос на пассажирские перевозки в мире. Данный вывод основывается на следующих обстоятельствах:

• в течение последних десятилетий отмечается преимущественный рост туристических поездок в сравнении с поездками, совершаемыми с не туристическими целями;

• появилась ярко выраженная тенденция непрерывного увеличения относительной доли остановок в путешествии в рамках его общей продолжительности;

• увеличиваются поступления от туристической поездки, что является стимулом для работы пассажирского транспорта;

• доля транспортных расходов в общем бюджете туриста на поездку в наше время колеблется от одной четверти до двух третей [26].

Таким образом, высокие темпы роста туристических путешествий, значительная их доля в общем объеме перевозок, увеличение подвижности туристов, осуществляющих прямое действие на развитие транспорта. В рамках мирового сообщества конкретный результат данного воздействия можно рассмотреть в таких ракурсах:

• Наблюдается количественное рост отдельных составляющих материальной базы всех видов пассажирского транспорта, которые приспосабливаются к удовлетворению потребностей туристов: идет строительство судов и самолетов большой мощности, двухэтажных вагонов и автобусов; увеличивается пропускная способность санитарно-технических сооружений на транспорте; в туристических центрах вводятся в строй новые и реконструируются действующие аэропорты и железнодорожные вокзалы, морские и речные пристани.

• Происходит качественное совершенствование подвижного состава и стационарных транспортных сооружений. Ориентация на потребности туриста приводит к изменениям в транспортной системе, которые складываются преимущественно в увеличении технико-эксплуатационной скорости пассажирских транспортных средств, сокращении времени путешествия, улучшении интерьера и качества обслуживание в транспортных средствах, совершенствовании их конструкции согласно требованиям туристов (расширении возможностей зрительного обзора, ограничении шума от работы двигателя, вибрации, удобств размещения в салоне), обеспечении повышенных мер безопасности движения.

• Происходит совершенствование организации транспортной деятельности и обслуживания. В результате увеличения туристопотока появились новые виды туризма, которые требуют внедрения новых организационных методов, форм и средств. Так, во многих странах существуют и успешно работают самостоятельные транспортные организации, единственной деятельностью которых является обслуживания туристов в путешествии; также создаются специальные транспортные подразделения в структуре самих туристических предприятий. Ярко выраженной тенденцией является установление тесных связей между транспортными и туристическими организациями для достижения оптимальной координации их усилий в обслуживании туристов. Реорганизация и перепрофилирование деятельности транспортных предприятий все чаще стали происходить в зависимости от конъюнктуры туристического рынка. Кроме того, развитие новых туристических центров и районов всегда приводит к осуществлению организационных изменений в территориальном перераспределении маршрутов пассажирского транспорта. Рост туристопотока вызвал к жизни применение таких форм обслуживания, как комбинированные транспортные услуги по формуле «поезд + автомобиль», «поезд + автобус + судно», «самолет + автомобиль», «судно + самолет» и т.д. Участилось также проведение различных акций, применяемых транспортными компаниями для поощрения туристов, и специальных мероприятий в рамках транспортной тарифной политики, главная цель которых заключается в привлечении клиентов на тот или иной вид транспорта, формирование новых туристических потоков или эффективное их перераспределение по направлениям и периодам года [13].

Кроме позитивного взаимодействия между транспортом и туризмом существуют также и противоречия. Конфликты, как правило, связанные с проблемами опозданий в конкретную местность, концентрацией транспортных потоков и перевозочных средств по направлениям и периодам времени, недоразумениями между работниками транспортных средств и туристами в оживленных туристических центрах, дорожно-транспортным случаев и др. С целью недопущения противоречий между транспортными и туристическими организациями необходимо оптимизировать их деятельность согласно изменениям в предпочтениях современных туристов.