Раздел 1. МЕСТО ТРАНСПОРТА В
ИНФРАСТРУКТУРЕ ТУРИЗМА
1.1. Характеристика транспорта и
транспортных систем
Слово «транспорт» происходит
от латинского «transportare» - перевозить, перемещать и означает, во-первых, отрасль материального производства, занятый осуществлением перевозок пассажиров и
грузов, а, во-вторых, средства передвижения, используемые туристами, за
помощью которых можно добраться до туристского центра [30, с. 313].
В более широком трактовании
транспорт определяется как совокупность средств передвижения, путей сообщения,
средств управления и связи, а также различных технических устройств, механизмов и
сооружений, обеспечивающих их работу.
Средства передвижения включают
подвижной состав различных видов
транспорта -
автомобили, локомотивы, вагоны, суда, самолеты, вертолеты и т.д.
Пути сообщения - это автомобильные
дороги, железнодорожные и водные пути, воздушные линии, монорельсовые и канатные
дороги, специально оборудованные для движения подвижного состава и перемещения грузов и
пассажиров.
Сооружения - гаражи, стоянки, автобазы,
депо, станции технического обслуживания, ремонтные мастерские, пассажирские
станции, вокзалы, аэропорты, пристани.
Транспортная сеть - совокупность
путей сообщения всех видов транспорта. Транспортную сеть принято разделять
на сеть магистральных линий и низовую сеть.
Сеть магистральных линий
состоит из путей сообщения большой протяженности, позволяя обеспечить
ускоренную доставку больших объемов грузов и пассажиров на большие расстояния.
Низовая транспортная сеть создает
возможность организовать регулярные перевозки грузов и пассажиров при
транспортном обслуживании населения и предприятий.
Транспорт не создает нового продукта
в виде какой-либо вещи или предмета. Продукцией транспорта является процесс
перемещение пассажиров и грузов во времени и пространстве. Нематериальная форма
транспортной продукции отражается и на ее потреблении: процесс потребления
продукции на транспорте совпадает во времени и пространстве с процессом ее производства,
то есть полезный эффект транспорта можно потреблять лишь во время движения транспортных
средств.
Транспорт считается составной
общей инфраструктуры туризма, в которую входит совокупность отраслей и
заведений, которые организуют и обслуживают инструкцию туризма, туристическую
деятельность в целом [30, с. 152]. Взаимосвязь транспорта и сферы туризма
оказывается через предоставление транспортными компаниями разнообразных услуг с
организации перевозок туристов и выполнения программы туров.
Всемирная туристическая организация (UNWТО) разработала международную
классификация средств транспорта, которую рекомендует применять как для
внутреннего, так и для международного туризма. В рамках данной классификации разделение
на виды транспорта для туризма осуществлено в соответствии с использованием
природной среды планеты. Классификация ІЛЧ\\ГГО состоит из двух уровней
- категории (вид транспорта) и разряда, под которым понимается конкретный способ,
что турист использует для своего путешествия (таблица 1.1).
Таблица 1.1
Категории и разряд транспортных
средств [29, с. 51]
Категории
|
Разряды
|
1.
Воздушный транспорт
|
1.1. Рейсы по расписанию
1.2. Рейсы вне расписания
1.3. Другие воздушные перевозки
|
2.
Водный транспорт
|
2.1. Пассажирские линии и паромы
2.2. Круизы
|
|
2.3.
Другие
|
3.
Сухопутный транспорт
|
3.1. Железнодорожный транспорт
3.2. Междугородные
и городские автобусы и прочий общественный транспорт
3.3. Частные
автомашины вместимостью до 8 человек
3.4. Прокат автомашин
3.5. Другие
средства сухопутного транспорта
|
По категориям транспорт делится
на воздушный, водный и сухопутный.
На воздушном транспорте существуют:
авиационные рейсы, осуществляемые по расписанию воздушных пассажирских
перевозок по установленным маршрутам; рейсы вне расписания (в основном чартерные
и другие, которые не подчиняются расписанию воздушных пассажирских перевозок),
а также аренда летательных аппаратов с экипажем. При этом под чартером
понимается любое пассажирское транспортное средство (воздушный, морской,
речной, автомобильный), который полностью арендуется у перевозчика туристической
фирмой для перевозки туристов.
Водный транспорт включает морской и
каботажный, а также внутренний водный транспорт. На морском транспорте
особый интерес представляют круизные судна Основной упор при организации
круизов делается на получении положительных эмоций от пребывания туристов на
борту судна, а не от скорости его передвижения по маршруту. В отдельных
случаях для привлечения туристов используются также паромные суда, которые
перевозят не только туристов, но и их автомобили.
Сухопутный транспорт подразделяется на
железнодорожный, автобусный и автомобильный (вместимостью до 8 человек). Движение сухопутного
транспорта подчиняется расписания регулярных перевозок, однако перевозки
могут осуществляться и вне расписания. К таким перевозкам относятся
специальные туристические путешествия, чартерные или экскурсионные автобусные поездки.
Существует также и специализированный автотранспорт, который перевозит туристов по маршрутам аэропорт - город, вокзал - город (трансфер).
Распространенным является аренда транспортных средств в стране пребывания туристов.
Виды транспорта очень отличаются
своими характеристиками. Каждый из них имеет как несомненные преимущества, так и
очевидные недостатки, что и необходимо учитывать при выборе транспортных средств
для путешествия. В таблице 1.2 показана привлекательность основных транспортных
средств для международных туристских путешествий.
Таблица 1.2
Оценка привлекательности основных
транспортных средств для международных
туристических путешествий
по десятибалльной шкале [33, с. 266]
Критерии оценки
|
Виды транспортных средств
|
Речные судна
|
Морские суда
|
Железнодорожные
вагоны
|
Автобусы
|
Легковые
автомобили
|
Самолеты
|
1. Безопасность движения
|
7
|
5
|
6
|
4
|
5
|
7
|
2.
Экологическая безопасность
|
6
|
6
|
7
|
5
|
6
|
8
|
3.
Стоимость перевозки
|
8
|
6
|
9
|
8
|
2
|
1
|
4. Эксплуатационная скорость
|
1
|
2
|
6
|
4
|
6
|
10
|
5. Мобильность
|
1
|
1
|
1
|
8
|
10
|
5
|
6. Возможность остановки на пути
следования по желанию туристов
|
2
|
1
|
1
|
8
|
10
|
1
|
7. Возможность долговременного
жизнеобеспечения в пути
|
8
|
10
|
5
|
3
|
2
|
5
|
8. Емкость
|
7
|
10
|
6
|
4
|
1
|
7
|
9. Удельные
капіталовитрати
|
2
|
1
|
5
|
8
|
10
|
2
|
10.
Уровень комфорта
|
8
|
10
|
2
|
4
|
6
|
6
|
Всего баллов
|
50
|
52
|
48
|
56
|
58
|
52
|
При выборе средств передвижения
руководствуются расстоянием, а при выборе типа транспортного средства - его комфортностью
(скорость, вместимость, удобства). В пассажирских перевозках на дальние
расстояния доминирует воздушный транспорт. В перевозках на короткие расстояния
наибольшей популярностью пользуется автомобильный транспорт, что стимулируется
как растущей автомобилизацией населения, так и технологическими изменениями в
автомобилестроении в сторону увеличения скорости, комфортности и уменьшения энергоемкости.
Во внутриконтинентальных перевозках пассажиров автомобильный транспорт
перевесил железнодорожный [24, с. 229].
Туризм полностью зависит от
транспорта, его безопасности, скорости и удобств, предоставляемых туристу во
время его путешествия. Понимание основ взаимоотношений с транспортными
организациями, правил взаимодействия с ними в вопросах обеспечения безопасности
туристов, обслуживание, использование определенных скидок и льгот при продаже
транспортных услуг имеет важное значение как для туристов, так и для
организаторов путешествий Развитие туризма сдерживается тем, что транспортные
системы в ряде стран не соответствуют мировым стандартам по удобству,
эффективностью и безопасностью, а транспортные проекты направлены на построение новых
аэропортов, автомобильных и железных дорог требуют для своей реализации
огромных инвестиций и времени.