Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Пособие по философии

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

Тема 6. Философия XX века

§ 5. Постмодернизм

Постмодернизм (от слова "модерн" - современный) возникает в 90-е годы XX в. как попытка сформировать качественно новый подход ко всем явлениям культуры, сознательно направленный против рационализма и просвещения, против понимания прогресса как преобразования мира человеком. При этом постмодернисты отказываются от традиционного деления науки и искусства, прекрасного и безобразного.

Особый интерес они проявляют к сексу, наркомании, психологической патологии, любопытства никогда не наблюдалось со стороны представителей классической мысли. Постмодернисты считают, что не существует таких независимых явлений, как экономика и политика, что в философии необходим отказ от онтологии.

Мир не только невозможно переделать, но и вообще невозможно как-нибудь полно описать, потому что "мир не влезает в теорию".

Мышление должно отказаться от оппозиций: капитализм - социализм, искусство - не искусство, наука - не наука, субъект - объект. Такой подход ведет к возникновению безсуб'єктної философии. Место субъекта заменяется потоком желаний.

К постмодернизму относят постекзистенціалізм позднего Хайдеггера, постпозитивизм Фейєрабенда, постструктурализм Деррида. Самым распространенным он является во Франции и США, где сейчас выходят сотни книг и публикуются тысячи статей авторов этого направления.

Основным понятием постмодернизма становится деконструкция, которая призвана заменить творчество, поскольку в индустриальном обществе творчество становится "невозможной и ненужной". Допустимыми являются только ассимиляция, коллаж, компиляция плодов прошлой творчества. В такой научной, философской и иной деятельности деконструкция - это особое отношение, например, к тексту, заключающийся в одновременной деструкции и реконструкции (часто применяется в искусствоведении и литературоведении).

Основные принципы деконструкции:

невозможно быть вне текстом (анализировать можно только изнутри);

главное не то, что говорится в тексте, а то, что его обусловило (неявные философские позиции - метафизика);

из всей метафизики нужно выбрать главное (принцип концентрации) и сосредоточиться на нем, остальное нужно принимать во внимание, однако оставлять его на периферии внимания;

метафизический смысл текста должен выявляться и анализироваться адекватными (метафизическими) средствами;

как правило, в центр следует поместить подсознательные, подавленные мотивы, которые проявляются как "ячейки сопротивления логоцентризму", противоречащие осознанным как "основные";

полная деконструкция невозможна.

Деррида называет художников, людей искусства "клиницистами цивилизации", которые в своем творчестве экспериментируют на себе, и это дает им право на постановку диагноза. Философ может наблюдать за этим со стороны или решиться на такой же интеллектуальный эксперимент. Такие явления культуры, как религия, философия, мораль рассматриваются Деррида как "фоноцентричні наставления" (которые имеют опору в слове, что звучит). Возможность преодоление влияния метафизике он видит в отыскании ее исторических истоков путем деконструкции различных текстов гуманитарной культуры, выявлении в них опорных понятий, прежде всего понятий бытия, а также слоя метафор, в которых есть следы прошлых культурных эпох.

Этим самым работа с языком и текстами занимает в культуре место метафизики (классической философии). Так, самую классическую философию Деррида рассматривает как проявление фаллоцентризму - признание приоритета мужского начала.

В завершение темы следует добавить, что основная антитеза философии XX в. - противоположность неоклассического современного рационализма и иррационализма - должна обрести своего синтеза. Философии и культуре необходимо ассимилировать все богатство жизненных смыслов, привнесенных в философию ірраціоналізмом, и соединить их с оптимизмом и действенностью классического ratio. Такой синтез, способный дать новый импульс развитию человечества, может быть назван новым рационализмом (неораціоналізмом, хотя такое название уже имел одно направление методологии и философии науки первой половины XX ст., однако он охватывал сравнительно узкий круг последователей).

Этот новый рационализм (в широком смысле) должен принять (и уже принимает) такую синтетическую парадигму:

свои неклассические закономерности существуют в недетермінованому бытии;

то же самое происходит и в истории, где важная роль отводится менталитета

человека, этноса и человечеству;

человек рассматривается как существо, которое живет, мыслит и чувствует;

признается важная роль разума в познании, которое не ограничивается сферой

рационального;

главной философской проблемой становится жизнь человека во всех его аспектах, включая и проблему смерти.

На этом пути философия сможет помочь человечеству решить основную задачу, стоящую перед ним ("Быть или не быть?"), в позитивном смысле.

Контрольные вопросы:

1. Сущность и структура философии неотомизма.

2. Какие типы отношений людей выделяет неотомістська социология?

3. Как рассматривает человека Т. де Шарден?

4. Какие этапы эволюции Вселенной выделяет Т. де Шарден?

5. Взаимоотношения "Я" и "Оно" и "Я" и "Ты" в философии М. Бубера.

6. Четыре идеи персонализма М. Бердяева.

7. Сущность психоанализа.

8. Концепция личности 3. Фрейда.

9. Концепция культуры 3. Фрейда.

10. Человек, бытие и язык в философии М Хайдеггера.

11. Проблема смерти в философии экзистенциализма.

12. Проблема самоубийства в философии А. Камю. Понимание и объяснение в герменевтике.

13. Коммуникативная и стратегическое поведение в философии Ю. Хабермаса.

14. Три стадии познания по А. Контом.

15. В чем неопозитивизм видит задачу философии?

16. Стандартная концепция науки.

17. Концепция научного познания К. Поппера.

18. Концепция исследовательских программ И. Лакатос.

19. Концепция развития науки Т. Куна.

20. Методологический анархизм П. Фейєрабенда.

21. Основные ступени структурного метода.

22. Особенности современного постмодернизма.