ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ
Раздел 5.
КАТЕГОРИИ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ
5.3. Социальное движение
Термин социальное движение означает совокупность форм коллективного действия, которая направлена на реорганизацию общества. Социальным движениям в целом не присуща высокая степень институционализации, они возникают в результате стихийного социального протеста, который базируется на специфических или же широко распространенных причинах для недовольства. Не смотря на попытку придать этому термину точность, количество движений, что им охватывают, является безграничной.
Представитель американской школы інтеракціоністів социолог, автор социологии действия Г. Тернер (род. 1919 г.) в своей работе "Коллективное поведение", определяет социальное движение как "совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или в социальной группе".
Несколько иную интерпретацию социального движения находим у французского социолога А. Турена (род. 1928 p.): "Социальное движение является особым типом борьбы..., это конфликтная действие, с помощью которой агенты противоположных классов противостоят друг другу в борьбе за социальный контроль над культурными ориентациями их обществ... Социальное движение масс, таким образом, два измерения: конфликт с противником и проект социокультурной ориентации". Социальные движения он называет историческими субъектами действия на социетальном уровне, предлагает образ общества как системы действия, в котором объектом изучения становятся социальные движения (A. Tourainc. Sonologie de L'action. P. 1965. S. 216).
Как видим, содержание понятия "социальное действие" характеризуется и как коллективное действие, и как социальное изменение, и как конфликтное взаимодействие противоборствующих групп и классов, и как социокультурные ориентации и т. д., в основе которых лежат определенные интересы определенных групп. Можно дать такое определение этому социальному движению. Социальное движение - это массовые коллективные действия одной или нескольких социальных групп, связанные с обеспечением групповых или общественных интересов, удовлетворением как материальных, так и духовных интересов, и направленных па социальные изменения или сопротивление им в конфликтном противодействии с другими социальными группами. Социальные движения, будут ли они осознанными или рациональными, пассивными или екстремістськими. является особой разновидностью социальных процессов. Выдающиеся социологи XIX в. рассматривали социальные движения как совокупность усилий, действий, направленных на поддержку социальных изменений или против них.
Исходя из приведенных определений, в социальных движений можно отнести экологический, религиозный, феминистский, молодежный, политический, реформистский, оппозиционный, национально-освободительное, эмигрантский и другие виды движений, происходящих в современном мире. Безусловно, такая типологизация социальных движений является условным. Ведь одно движение может быть лишь промежуточным этапом для развития другого, одни из них носят экстремистский характер, демонстрируют принадлежность к крайних взглядов и действий, другие ратуют за взвешенность, умеренность во взглядах и действиях, одни из них четко политизированы, другие решительно заявляют о своей неполитическое направленность.
Иногда в социологической литературе, особенно западноевропейской, такие движения, как экономический, феминистский, черных, сторонников неортодоксальных религиозных убеждений и практик называют новыми социальными движениями.
О новизне таких социальных движений говорят на основе наличия четырех их характеристик:
• цели, то есть направленности не столько на трансформацию социальных структур, сколько на изменение социальных и культурных ценностей, особенно тех, которые связаны с индивидуальной автономией:
• социальной базы, когда в основе движения лежат не социальные классы (что типично для традиционных политических движений), а другие группы (например, женщины);
• способов действий - новые социальные движения не используют традиционно политические средства воздействия на государство, а опираются на массовую мобилизацию с мстою изменения ценностей и установок (примером чего являются социальные действия зеленых);
• организации - новые социальные движения отвергают формальные и бюрократические способы организации, оказывая предпочтение определенной гибкости с целью активного привлечения новых членов в свои ряды.
Возможно, что различие природы новых социальных движений от старых несколько преувеличено, поскольку они становятся утягнутими в традиционные политические процессы, которые сегодня четко просматривается и в социальной практике Украины.
Социологический анализ социальных движений предполагает углубленный анализ ситуаций, которые способствуют возникновению и развитию социальных движений, консолидации людей, ориентированных на социальные изменения. Существует несколько способов изучения социальных движений:
• локальное изучение, когда основное внимание уделяется внутреннему содержанию движения без учета факторов внешней среды;
• историческое или лонгитюдное изучение, которое охватывает проблемы зарождения и развития социального движения, предполагает рассмотрение его внутреннего содержания с помощью различных методов опроса общественного мнения;
• сравнительное изучение членства в движении, по которым анализируется поведение как простых, рядовых членов движений, так и их лидеров, либо статистически (в соответствии с их возрастом, полом, политическим и экономическим статусом, образованием и т. д.), или с помощью интервью и биографического метода для определения их общих чувств и мотивов поведения;
• изучение движений с помощью анализа их отчетов, речей и пропагандистских заявлений лидеров.
Не существует двух социальных движений, которые полностью совпадали бы по всем характеристикам. Однако обычно движения в процессе своего развития проходят четыре одинаковые стадии: беспокойства, возбуждения, формализации и институционализации. Ярким примером прохождения всех этих стадий является Народный Рух Украины во главе с его харизматичным лидером. Чорновилом, который трагически погиб в марте 1999 г.
Большинство ученых - социологов считают, что социальное движение заканчивается стадией институционализации. Но в действительности для многих социальных движений это не окончательный этап. Надо помнить, что движение может прекратиться на любой стадии своего развития. Под влиянием внешних условий, внутренних сил или после достижения поставленных целей много движений распадаются или превращаются в социальные институты или организации.
Основными условиями, благоприятными для появления и развития социальных движений, являются:
• культурные течения, под которыми понимаются изменения в ценностях и нормах поведения людей. Разработчик концепции культурных течений американский социолог М. Герсковитч определял их как процесс, в котором "небольшие деформации медленно изменяют характер и формы стилей и способов жизнедеятельности людей, но результат действия этих изменений является очевидным". Принимая участие в культурных течениях, большинство людей развивает новые идеи о том, какое общество им нужно и как оно должно относиться к своим членам. Длительное развитие демократического общества - пример культурных течений. Второй пример: уход значительного количества людей от материализма к духовной жизни и религии;
• социальная дезорганизация, которая порождает аномию и отчуждение, неуверенность, социальный страх, озабоченность. Ранее действующие правила и нормы не считаются более полезными и надежными, а прежние цели кажутся недосягненими. В то же время другие правила отсутствуют, а новые цели представляются недостойными для усилий, которые тратятся. Такая неопределенность в ситуации, разобщенность людей служат идеальной средой для зарождения и развития социальных движений. Неопределенность норм и целей чаще вызывают социальные движения, чем бедность и нищета, коррупция, социальное неравенство. В дезорганизованном, нестабильном обществе, в обществе, которое меняется, как правило, процветают социальные движения;
• социальная неудовлетворенность, то есть общее недовольство людей условиями жизни и системой социальных отношений в данном обществе, которая наступает в результате осознания людьми разрыва между тем, что они имеют, и тем, что они могли бы иметь. Например, когда после развала СССР открылся железный занавес и люди увидели более высокий уровень жизни в других странах, такое открытие породило недовольство, потому что много людей понятно, что могли бы жить в гораздо лучших комфортных условиях.
Важной для социологии является также проблема личностной восприимчивости к социальным движениям. В. стабильном, високоінтегрованому обществе с незначительными социальными напряжениями, со слабой степенью отчуждения между социальными группами очень редко возникают социальные движения и немного людей интересуются ими, относятся к ним равнодушно. Но в дезорганизованном обществе наиболее подверженными социальных движений становятся маргинальные личности, группы и личности, которые изолированы от общества - по характеру своего труда менее интегрированы в общество (шахтеры, "интеллектуалы" - люди свободных профессий, моряки и др.), те, кто потерял социальный статус или чувствует угрозу его утраты, те, кто не смог устроить свою семейную жизнь или из разных обстоятельств отстранен от семейной жизни (члены экстремистских организаций, подпольных движений) и т. д.
Социальные движения служат одним из способов изменения общества. Эти изменения могут быть болезненными, и в этом случае важно наличие определенных социальных сил, способных преодолеть віджиті традиции, убеждения, иллюзии, заблуждения. Социальные движения способны сконцентрировать такие силы.