Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология: общий курс. Учебное пособие для студентов высших заведений образования Украины

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

 

ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Раздел 5.

 

КАТЕГОРИИ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ

5.2. Социальная смена

 

Под термином изменение принято понимать наиболее общую форму бытия всех материальных и духовных явлений, которая связана с частичным или определенным преобразованием внешних или внутренних форм организации объектов, их местопребыванием в той или иной точке пространства, в том или ином интервале времени. Если движение есть изменение вообще, то он присущ всем объектам природы, ибо нет таких объектов, которые находились бы в абсолютном покое и не претерпевали каких-либо изменений. От простого механического перемещения тел в пространстве глубинных преобразований в структуре социумы - таков диапазон изменений. Постоянно и непрерывно от микроуровня до макроуровня происходят многочисленные изменения.

Универсальность изменения в отношении общества проявляется в том, что она присуща всем элементам социальной структуры и проявляется на всех этапах развития общества. Относительно понятия развития - основной категории, которая отражает суть социальной динамики, понятия " социальное изменение является своеобразным смысловым типом, значение которого возрастает, коты социолог осуществляет анализ на микроуровне, где и происходят многочисленные виды изменений.

Проблема социального изменения была основной для социологии XIX в. Интерес к ней был вызван:

осознанием масштаба социальных последствий индустриализации для европейских обществ;

пониманием значения фундаментального различия между европейскими индустриальными и так называемыми "более примитивными обществами". Итак, теория социального изменения была направлена на изучение природы капиталистического или индустриального общества за баченою отсутствием такого развития в обществах, которые стали частью европейских колониальных империй. Такая теория связана с вопросами развития долговременного и крупномасштабного или макророзвитком.

Социологические подходы к изменению, в особенности те, что характерны для XIX в., могут быть разделены на теории социальной эволюции и теории революции. В первом случае предполагается, что социальная смена включает основные стадии развития, такие как "военное или индустриальное общество", через которые общество прогрессирует от простых сельских аграрных форм до более сложных и дифференцированных индустриально-городских форм. Такого рода теории были развиты О. Коптом, Г. Спенсером и Э. Дюркгеймом. Подход к анализу социального изменения в рамках функционализма в некоторой степени остается зависимым от эволюционной точки зрения, поскольку за таким подходом изменение рассматривается как адаптация социальной системы к окружающей среде через процессы дифференциации сознания индивида и увеличения структурной сложности. Теории революционного социального изменения, в частности основанные на идеях К. Маркса, подчеркивают значение классового конфликта, политической борьбы и стратегии империализма как основных механизмов фундаментальных структурных изменений.

Основным отличием в подходах к социальной смены остается различие между теориями эволюционными и революционными. Однако эти подходы можно классифицировать иначе, а именно:

исходя из уровня анализа ("макро" или "микро");

на основе анализируемых факторов, вызывающих изменения (эти факторы могут быть внутренними или внешними по отношению к конкретному социуму, института или социальной группы);

с точки зрения причины социального изменения (демографическое давление, классовый конфликт, изменения в способе производства, технологическая инновация или развитие новых систем идей и убеждений);

на основе движущих сил изменения (новаторские интеллектуальные элиты, девіанти, рабочий класс);

с точки зрения характера социального изменения (постепенное распространение новых ценностей и институтов или полное разрушение существующей социальной системы).

Хотя проблема долговременной структурной изменения все еще рассматривается современной социальной наукой, большинство социологов считает, что общая теория не может быть достаточно определенным для того, чтобы способствовать полноценному анализу исторического изменения. Социология XX в. тяготеет к среднему уровню теории, которая объясняет развитие отдельных институтов, социальных групп, культурных единиц или отдельных идей и убеждений, а не трансформацию общества в целом.

Проблема социальных изменений актуальна для любого общества, а тем более для нашего, где они набирают все более динамического универсального характера. Учитывая общее философское положение о всеобщий связь и взаимодействие объектов природы и общества, а также диалектику внутренних и внешних связей, можно предположить, что изменения также взаимодействуют друг с другом. Что касается общества, то в нем действуют не локальные, а постоянно действующие цепи изменений, которые и готовят качественные преобразования в обществе и стимулируют его развитие.

В социологии принято выделять следующие типы социальных изменений, влияющих на социальное развитие:

природные изменения (или изменения в природе), которые играют большую роль в общественном развитии;

демографические изменения, которые могут иметь частный, локальный, глобальный характер и существенно влиять на природу и социальную среду;

изменения, происходящие в производственной сфере (от примитивного до индустриального и постиндустриального общества), которые служат общественному прогрессу;

изменения, происходящие в системе управления (от элементарных форм в семьи, до современных государственных и международных структур);

изменения в социальной организации (совершенствуются традиционные связи, возникают, благодаря информации и коммуникации, новые связи, новые организации;

изменения в пределах социальной структуры (изменения в семье, этнических, социально-классовых, политических и т. д. системах);

изменения, которые происходят в Духовной сфере социального объекта.

Следовательно, изменения пронизывают всю структуру общества, все его уровни и служат предпосылкой социального развития.

Важное влияние на социальные, социокультурные изменения оказывают научные открытия и изобретения, или их симбиоз - "инновация". Открытие всегда добавляет нечто новое к культуре, добавляет новую черту в запасы знаний. Однако открытие превращается в фактор социального изменения лишь тогда, когда оно может быть использовано, когда оно стало частью общества или человеческих отношений. Так, например, открытие физиологов и психологов, которое заключается в том, что мужчины и женщины имеют одинаковые интеллектуальные способности, не заставило большинство мужчин изменить свои установки в отношении статуса женщин, но сделало возможным отказаться от патриархальных отношений XIX в. и снизило степень мужского детерминирования в обществе. Женщины в конце XX в. становятся премьерами, президентами, министрами, членами парламента и это больше никого не удивляет, становится привычным.

Чаще всего социальные изменения в обществах развиваются через диффузию - распространение культурных черт и образцов от группы к группе и их внедрение. Диффузии действуют как внутри обществ, так и между ними. Методы научного управления, разработанные американской школой Ф. Тейлора (1856 - 1915 гг.), были внедрены в других обществах. Диффузия усиливается, когда новые контакты между обществами расширяются и наоборот, когда контакты уменьшаются, она ослабляется.

Практически все социальные изменения (например, новые законы) всегда должны преодолевать сопротивление специфических установок и ценностей, сопротивление некоторых социальных групп, внедряться через властные структуры и нередко через жесткое принуждение.

В принятии социальных изменений важную роль играет их совместимость с существующей культурой. Когда социальная инновация вступает в конфликт с существующей культурой, то возможно несколько последствий:

инновация просто отвергается обществом или социальной группой;

инновация принимается вместе с конфликтными чертами, но эти черты время от времени вызывают протест, что делает ее принятие неустойчивым;

инновация принимается, и заложенные в ней конфликты с существующей культурой являются скрытыми и трудно осознаются, что вызывает общее напряжение в обществе, не направленную на данную инновацию. Например, внедрение телевидения находится в конфликте с книгой, театром, традиционной культурой общения. Не осознавая этого, мы просто ругаем этот "проклятый ящик", который отнимает все наше свободное время.

Если же говорить о социальном эффекте инноваций, то нет социальных изменений, которые бы проходили бы незаметно для существующей культуры. Большинство из них создает эффект гораздо сильнее, чем ожидают разрушающие силы, или создает новые культурные образцы, новые виды социальных отношений. Много технических новшеств, как например, радио, телевидение, автомобиль, компьютер, породили целые культуры.

Тема социальных эффектов инноваций приобретает в наше время особую актуальность. Современное общество, будучи предельно динамичным образованием, призваны реагировать на инновации, принимать и усваивать их в социальной, культурной и других областях человеческой деятельности.