Урок 29. ТРЕХЧАСТНАЯ СТРОЕНИЕ МУЗЫКИ
Вступление
Продолжим разговор о строении музыкальных произведений.
Мы знаем, что музыкальные произведения могут быть одно - и двочастинними. Количество частей зависит от количества разных характеров в музыке. Есть еще трехчастная строение музыки.
Послушайте новое музыкальное произведение, определите содержание и характер музыки, а также количество частей.
Демонстрация украинской народной песни «Соловеєчку, сватку, сватку»
Анализ прослушанного произведения
В веселой, игривой украинской народной песни «Соловеєчку, сватку, сватку» дети рассказывают соловью о выращивании мака (как мак сеют, как он растет, как его рвут и едят). Эта песня не имеет припева и изменений характера, поэтому отнесем ее к одночастинних.
Разучивание украинской народной песни «Соловеєчку, сватку, сватку»
Разучите украинскую народную песню «Соловеєчку, сватку, сватку». Текст запоминается очень легко. Обратите внимание на четкость выполнения ритмических рисунков, опору на сильную долю и соблюдение половинных нот.
Исполнение песни «Соловеєчку, сватку, сватку» с движениями
Выполните песню «Соловеєчку, сватку, сватку» с движениями, которыми імітуватимемо трудовые процессы.
1. Соловеєчку, сватку, сватку,
Бывал ли ты в нашем садике?
Или выдал же ты, как мак сеют?
Вот так, вот так, вот так сеют мак.
2. Соловеєчку, сватку, сватку,
Бывал ли ты в нашем садике?
Или выдал же ты, как рос мак?
Вот так, вот так, вот так порос мак.
3. Соловеєчку, сватку, сватку,
Бывал ли ты в нашем садике?
Или выдал же ты, как рвут мак?
Вот так, вот так, вот так рвут мак.
4. Соловеєчку, сватку, сватку,
Бывал ли ты в нашем садике?
Или выдал же ты, как едят мак?
Вот так, вот так, вот так едят мак.
Сведения о М. Лысенко
Продолжая тему «Строение музыки», обратимся к творчеству выдающегося украинского композитора Николая Витальевича Лысенко, основоположника украинской национальной музыкальной школы.
Мы уже знаем, что он является автором многих опер. Среди них: «Тарас Бульба» и детские «Коза-дереза», «Пан Коцкий», «Зима и Весна».
Сегодня мы коснемся инструментальной музыки Николая Лысенко. Он первым среди украинских композиторов наделил ее народнопісенними и танцевальными мотивами.
Прослушайте один из его инструментальных произведений и определите, для какого инструмента он написан. Подумайте, что композитор хотел передать музыкой.
Меняются элементы музыкального языка в прослушанному произведении? Если да, то сколько раз?
Слушания. М. Лысенко. «Экспромт» ля минор
Сведения о экспромт и строение „Експромта” М. Лысенко
Экспромтами называют пьесы, созданные композитором быстро, с жаром вдохновения, без долгих подготовок и размышлений к написанию.
Экспромт Лысенко имеет четко выраженную трехчастное строение, ведь смена частей в произведении приводит к изменениям элементов музыкального языка. Выразительное значение тричастинної формы этого произведения заключается в том, что повторение первой части утверждает главную мысль произведения.
Итоги урока
Музыкальные произведения могут иметь одно-, двух - и трехчастное строение. Это зависит от изменения характера, развития чувства и настроения.