Задачи и упражнения
для самоконтроля
1. Проанализируйте
знаки препинания в предложениях с прямой речью.
1. Или
далеко до Киева?
Спрашивают как-то
парня
Путники люди:
«Много верст,
сыну,
До Киева будет?»
«А не знаю, ;-
парень говорит, -
Было восемнадцать,
Теперь меньше,
наверное, стало,
Кажется,
семнадцать!»
«Что же это, сын, за
приключение
Такая оказала мне?»
«Приключение - не
приключение -
Слой повалилась!»
С. Руданский
2. Две древних столицы замаячило
вдали на холмах...
- Днепр! Это же здесь я купался! Это моя река,
братцы! - Сержант Орлюк стоял по колено в воде, а на берегу, на мокром
холодном песке, стояли его боевые друзья.
- Это мой берег,
смотрите! Вон там напротив, как раз на горе, видите, груши и вишни? То мои! А за
вишнями и хата моя... (А. Довженко).
2. Поставьте пропущенные знаки препинания в
предложениях с прямой речью.
1. Вудьте люди это
постоянный призыв и предостережение Шевченко (Есть. Маланюк). 2. И мне завязали руки
люди Пусть страдает говорят надо так (И. Драч). 3. А слова плоть десны и нетленная
Проблескивают Народ встань (Д. Павлычко). 4. Мамка зову смеясь и вы же у меня
еще совсем молоденькие (Ю. Збанацкий). 5. Люди что создали эту живую красоту видимо
в душе поэты подумал я осматривая все вокруг (И. Цюпа). 6. Ты ба удивляется
Даниил, высоко подымая брови. Сыплются как горох. 7. Если бы надо было
очертить творчество Леси Украинки одним словом писал Максим Рыльский то
самое подходящее слово было бы - борьба (Л. Мищенко). 8. Воскреснем ибо светит
нам в века пророчество Тараса Не умирает душа наша, не умирает воля (Я. Гоян).
3. По представленным схемам составьте предложения с
прямой речью.
1. «П», -а. 2. А:
«П!» 3. «П?» - а. 4. «П, - а, - п». 5. «П? - а: - П». 6. «П! - а. - П». 7. А:
«П?»
4. Перепишите, расставляя нужные
знаки препинания при прямой речи.
1. Все, все мы
отдаем тебе, Отчизна проговорил он вдруг каким-то странным голосом ни к
кого Все! Даже наши сердца (В. Гончар). 2. Жизнь в неволе ничего не стоит
сказал Максим лучше смерть! (И. Франко) 3. Делай добро мне говорила мать и
чистую совесть не отдай за тряпки! (Д. Павлычко). 4. Ничто так не красит человека,
как вдохновение подумала Ярослава (О. Гончар). 5. Помню, говорила моя мать Этот
мир как маков цвет. Утром цветет, к вечеру опадет! (А. довженко) 6. Я подумал
тогда Тени укорачиваются так же незаметно, как и человеческая жизнь (Гр. Тютюнник). 7.
Почему повелеть собственным чувством Лишіться! не позволительно человеку? (М. Рыльский) 8.
Какое го счастье дано человеку заговорил снова Блаженко, завороженный картиной
необъятного светлого пространства Этакий мир!... Скольким бы хватило!.. А что с
того?.. Не умеет она его употребить! (О. Гончар)
5. Перепишите, расставляя нужные
знаки препинания при прямой речи.
1. Воля задержал
Феликса, и они внимательно прислушивались. Вокруг было совсем тихо. Фель сказал
Воля, умоляюще посмотрев на Феликса, давай возьмем ее к себе. Феликс сам
был не от того, но должен был первое взвесить. Кричать ответил Воли, с ней нигде не
спрячешься, ба, как визжит. Я ее успокою сказал Воля и подошел к девочке.
И, увидев ребят, замолчала. Пойдем сказал Феликс твоя мама спать легла!
(Ю. Яновский).2.ты не беспокойся говорю я маме. Моя ты родная, у меня все хорошо
(Г. Гамзатов). 3. Но что это? Тихо
и грустно зазвучал
старческий голос Ты пришла, любимая доченька? Сядь, вольно, моя деточка... 4. Вон наша
Генуя панок старик показывает мне вдаль. 5. Вот я иду ответила зима.
Осень шарпнула одежды кровавой, вплоть до ног ей упали рассыпавшись, непокрытая, ничем
не защищена, застонала Иди, ибо уже время... (Леся Украинка). 6. Не кидайсь
хлебом, он святой! в суровости ласковой, бывало, говорит дед старый малышей
кучерявой. 7. Влаги, влаги! в огне
шепчут привядшие
дубравы (Г. Рыльский).
6. Прочитайте. Замените конструкции с
прямой речью складнопідрядними предложениями. Запишите, объясните, какие изменения
местоимений происходят при этом.
1. «Право на
свидание надо заработать», - пояснил Борис Саввич. 2. «Будешь стараться, будешь
добросовестным - никто тебя у нас не покривдить», - обещала тем временем Анна
Остаповна. 3. «Чем же он этот
авторитет получил?» - спросила учительница. 4. «А есть такой закон, чтобы аистов убивать?»
- неожиданно спрашивает парень, глядя в глаза Тритузному. 5. «А Марыся Павловна
завзялась что переиначить человеческую природу», - иронизирует Артур Филиппович. 6.
«Нарисуйте мне эту ночь, - говорит Берестецького Марыся Павловна. - Настроение
этот, и ночную музыку неба, и птиц тех, что их нам не видно...» 7. «Ничего,
Антон Герасимович, духом не падайте, -сказал Комишанець, - все же за вами
второе место! Серебро!» (О. Гончар)
7. В предложениях с прямой речью поставьте
нужны разделительные знаки. Проверьте себя по представленным схемам. Определите в тексте
предлоги и союзы.
Книгу ставим на
полку, просто смотрим на нее, ощущаем ее присутствие. Бросив глазом на
чью-то книжный шкаф, знаем, к кому пришли. Потому что книги - то друзья. Множество книг
только рассеивает нас. Так вот, когда ты в состоянии прочитать то, что имеешь, достаточно
мать - сколько прочтешь - советует Сенека на склоне лет.
Кто-то другой возьмет
к рукам, кто-то другой будет листать страницы ... - вот что огорчает нас в предвкушении
развод с книгой. Потому что книга - это то, что имеет свою форму, вес, физические измерения.
А в то же время духовную глубину, которой нет замеров. Словно повторение человека, который тоже
сочетает в себе эти два начала: физическое, ограничено, и духовное - безгранично. Какой-то
языков интимную связь объединяет человека с книгой (А. Содомора).
1. «П. П», - а.
2. «П...» - а.
8. Допишите к словам автора и прямую речь.
Запишите предложение с прямой речью, учитывая все разновидности их оформления.
1. Девушка сказала
... 2. Виктор удивленно воскликнул.... 3. Отец посоветовал дочери ... 4. Студенты
решили ... 5. Прохожий спросил у меня ... 6. Преподаватель сообщил ...
9. Напишите текст как диктант. Объясните
употребление знаков препинания при прямой речи.
Спасение души
Спасаться надо,
пока не поздно. Залез я скоро в старый лодку, что стоял у клуни в засторонку, и
начал думать, что мне делать для восстановления святости.
Вот тогда-то впервые в
жизни и решил я творить добрые дела. «Не буду, думаю, есть скоромного целый
неделю! Буду носить деду воду на погребню, сколько он захочет, и начну ходить к
церкви». Далее, глядя на ласточек, я подумал: «Вот, если бы по-выпадали из
притоны ластівенята! Я сейчас же накормил бы их мухами и хлебом, чтобы только
ласточка видела, на какие Дела я способен, и рассказала Сусу Христу».
Но ластовенята не
падали. Пороззявлявши роты, они жалобно пищали, а вокруг гнезда надо мной их
родители неустанно сновали и носили им насекомых.
«Что же еще сделает, -
думал я, оставив ласточек, - пойду на улицу чтить великих людей. Дед
говорил, что за это прощается много всевозможных грехов на том свете. Пойду снимать
перед ними шапку и говорить «здравствуйте». Шапка как раз валялась в лодке. Это была
старушка дедова шапка. Теперь уже нет таких шапок. Не шьют, да и колодок таких
уже нет. Она была толстая и своим видом очень напоминала медный котел. И
тяжелая тоже была, как добрый котелок.
Сначала она долго
лежала в сенях под ступой. Кошка выводила в ней котят, а сейчас котят баба
потопила в копанке и шапку выбросила в лодку, поэтому и пахла она уже не дедом, а
котами. Однако разбираться некогда было. Чтобы было что снять с головы для почета. Я
надел шапку по самый рот и вышел за ворота (А. Довженко).
10. В предложениях с прямой речью поставьте
пропущенные знаки препинания. Сделайте замену прямой речи косвенной.
1. Чего приуныл
мой милый казак спрашивает девушка красивая (Леся Украинка). 2. Вот и купил, вот тебе
и нива думал Роман, расхаживая вдоль и поперек поля. И как это могла лучитися мне
такое приключение (Г. Коцюбинский). 3. То, пожалуй, Рудик не выдержал подумал
Тихович когда бы еще беды себе не напитав, потому что на границе не свободно стрелять (Г.
Коцюбинский). 4. Мемет вдивлявсь в море. Будет буря отозвался он, не
вращаясь. Ветер крепчает - он на лодке собирают паруса.... (М. Коцюбинский).
5. Живися, кумушка, не побрезгуй, дорогая моя, приглашает Журавль (И. Франко). 6.
А идите, деточки, полуднувать и отца зовите крикнула Кайдашиха тонким
голосом (И. Нечуй-Левицкий). 7. Медленно обвел взором широкий майдан, море голов,
детей на деревьях и на крышах - мелькнула мысль Эти когда-то расскажут... И далее
смотрел в глаза тех, что стояли около (Н. Рыбак).
11. Прочитайте отрывки в форме диалога.
Выясните, как влияет на расположение главных членов место положение слов
автора относительно прямой речи.
1. Она [Юля] медленно подошла ближе,
приветливая лась и спросила подружку:
- Пойдем, Ирочка?
- Пойдем, - согласилась Ира, и девочки
неторопливо, даже не оглядываясь, двинулись обратно.
2. В порыве, не контролируя себя, а просто
так, как підказалося обстоятельствами, она сказала:
- То, может, я могла бы поехать... Денис,
ну почему ты такой, почему не доверяешь мне...
- Лодка есть, - сказал Денис, - только ты уже
не сердись, Марьяна, но тебе придется потом вернуться обратно с лодкой.
Осилишь?
3. Борис усмехнулся:
- На лирику вас потянуло... То Испания, то
Лорка, а у нас, как на меня, просто мода.. Гитару достать можно, научиться
играть...
- Может, и правда, что каждому народу
нужен свой инструмент для проявления настроения и просветление души, - сказал
Сергей, - но мода модой, но когда она кому-то понадобилась, гитара, то это же
таки неспроста... (С тв. Н. Бічуї).
12. Запишите предложение с прямой речью, объясните
разделительные знаки.
1. «Порой с ней ведешь разговор, как с
человеком, который не слышит тебя совсем, - жаловался неизвестно кому Денис. - Женщины умеют
притворяться, будто они слушают. - Сделает такую мину, так пристально следит за каждым
словом, ты ей о достижениях современной науки, она глаз с тебя не сводит и в
ответ ласково так: «Давай пойдем в кино, мы страх давно никуда с тобой не
ходили».
2. «Все надо отдавать в музеи, - доказывал
отец, - только в музее». - «Но это же не стоит выставлять в музеях, -
возражали ему, - и не все там выставляется, разве лучше, чтобы не пропадало,
как пропадает, масса обычаев, слов, которые умирают вместе с вещами и обычаями». -
«А ты скажи, скажи, - кричал на отца приятель, - с чего начиналась
«Третьяковка», что было бы, если бы не собирали друзья рисунков Модильяни?» - «О, это
вы знаете, вы знаете слишком много», - уже терял аргументы отец, а только
сердился, я становилась в душе то на его сторону, то на сторону приятелей (С тв. Н.
Бічуї).
13. Запишите текст как диктант. Предложения с
прямой речью выделите кавычками, расставляя соответствующие разделительные знаки.
Согласен, Согласен!
Казалось, лучшего имени для этого коня трудно и придумать. Гвин оправдывал
его вполне. А потом произошло непонятное, обидное и досадное. Кто-то из высоких
начальников сказал, что племенные рысаки живут в конезаводах как привилегированные
аристократы, существуют только для рекордов, а надо, чтобы те породистые баловни
работали наравне со всякими лошадьми.
И выгнали Согласного
из племенного табуна, мол, постарел уже. Послали возить воду по бригадам.
Не раз Савенко
ходил к директору конезавода, протестировал, высказывал свое возмущение. Разве
можно такого коня и водовозом?.. А что мне делать? Такое указание оправдывался
тот, крепко держась правой рукой за кресло, словно за седло. Вам что, больше всего
надо? Молчите себе. Вы, как и Согласен, уже од'їздили свое...
Что ж, может и
правда. Только пройдет время, многое забудется, а гордая кличко Согласного
будет жить.
Так оно и произошло.
Года через два приехали люди из Киева. Где ваш Согласен спрашивают. А директор
руками разводит И где же, работал в поле, как все простые лошади. Воду возил. Вы
что Такого племенного коня, родоначальника великолепной линии рекордсменов, и в хомут
И за него же давали двадцать тысяч золотом на международном аукционе Немедленно
вернуть, поставить на конюшню.
... Но было уже
поздно, потому что от напряжения заболел конь, не выдержал превратностей судьбы (По И. Цюпою). 14.
Введите в предложение цитаты с помощью слов автора; поставьте соответствующие
разделительные знаки.
1. И на обновленной
земли
Врага не будет,
супостата,
А будет сын, и будет
мать,
И будут люди на
земли
(Т. Шевченко).
2. Посмотрим на
украинский орнамент. Пышная природа волшебного края нашего сама наклоняет своих
жителей к восхищению во всяком искусстве. И мы видим орнамент на каждом
шагу жизни крестьянского: рисунки кроют балки и камины, содержащихся над дверью
и окнами, по стенам домов, украшают деревянную посуду... (И. Огиенко) 3.
Правду говорит не язык, а душа (Народное творчество). 4. Много людей празднуют
праздники и знают их названия, но не знают причин, почему они установлены (Св.
Иоанн Золотоуст).