Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

МОНАДА ИСТОРИЧЕСКАЯ - термин, получает распространение в философии истории с 20-х гг. и, несколько позже, - в истор. науке. Употребляется преимущественно сторонниками сугубо плюралистического понимания истории. Однако может служить и для разработки такого подхода к изучению истор. процесса, который органично сочетал бы універсалістське видение этого процесса с індивідуалізуючим, поскольку уже піфагореїсти, что ввели понятие монады, толковали ее как единственное, своеобразие которого заключается в том, что оно одновременно есть все, сумма составляющих, каждая из которых тоже является образованием монадного характера. Если сначала семантическим полем монадологии был универсум (Пифагор и его школа, М. Кузанський, Дж. Вруно), позже - мир живой природы (Г. Лейбниц, И. В. Гете), то в XX в. - мир истории. Уже в Г. Данилевского всемирно-истор. процесс предстает как совокупность замкнутых крупных живых индивидов - культурно-истор. типов, отличающихся полной гомеомеричністю, "отражаются" друг в друге. Подобный подход конкретизируют позже О. Шпенглер и, в конце концов, А. Тойнби, несмотря на все его критические замечания относительно свойственного М. Данилевскому и В. Шпенглеру биологизма в толковании цивилизаций. Они тоже рассматривают историю человечества как своеобразную сообщество замкнутых макроіндивідів-культур, или же непосредственно отождествляются с цивилизациями, или же рассматриваются как макроорганізми монадної природы, последней стадией существования которых являются соответствующие цивилизации (О. Шпенглер). Такой подход (независимо от того, осознавали это его адепты) объективно споріднював их трактовка истории мира с монадологічним пониманием мира органической жизни, разработанным И. В. Гете.

И даже в В. Шпенглера с его претензией на сознательное применение монадо логического, гетевского подхода, не говоря уже о М. Данилевского или А. Тойнби, к нему приблизились спонтанно, фиксируется преимущественно одна сторона монадної природы цивилизаций - их самосфокусованість, самодостаточность, доцентровість. Как следствие - гиперболизация момента обособленности, замкнутости и непроницаемости обозначенных М. и. Момент же их "гомеомеричності", глубинного сходства, взаємовіддзеркалення, взаємовідтворення, взаємоуособлення и олицетворение каждого из локальніших М. и. человечества в целом как своеобразной высшей М. и. остается и по сей день без внимания философов истории и историков. Выяснения и освещения этого аспекта - актуальная и важная задача, которая еще ожидает исследователей.