Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

История экономических учений

НЕОЛИБЕРАЛИЗМ

 

12.4. Теории "экономики предложения" и "рациональных ожиданий"

12.4.1. Теория "экономики предложения"

Многие экономисты разочаровались в попытках объяснить и решить проблему экономической стабильности методами спроса. Традиционная политика спроса не очень хорошо срабатывает в современной смешанной экономической системе. Сторонники теории "экономики предложения" исходят из того, что главным является предложение товаров и услуг, а не спрос на них. Поэтому они считают важным создавать как благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности: уменьшать налоги, ослаблять государственное регулирование. Единственный способ, которым правительство может стимулировать экономическое развитие, - это улучшить перспективы для фирм получения прибылей.

В 80-е годы во многих странах мира (особенно в США) налоговая политика стала главным инструментом государственного стимулирования экономического развития. Характерной особенностью была либерализация ставок налогообложения. Казалось бы, что она должна привести к потери доходов государственного бюджета. В рыночной экономике это возможно, но лишь в краткосрочном периоде. В долгосрочной перспективе либерализация ставок налогов увеличивает поступления в бюджет, сокращает его дефицит, сдерживает инфляцию.

Сторонник теории "экономики предложения", известный американский экономист Артур Лаффер считает, что более низкие ставки налогов могут дать весомые налоговые поступления средств в государственный бюджет, чем высокие. Это утверждение графически иллюстрируется на рис. 12.1, на котором построено так называемую кривую Лаффера.

Эффект Лаффера не изображен на графике, поскольку кривая Лаффера иллюстрирует лишь долгосрочную зависимость между налоговыми ставками и налоговыми поступлениями средств в бюджет. Предположим, что максимальный объем налоговых поступлений в бюджет возможен при ставке налога на уровне 40 %. Если ставку налога снизить, например до 20 %, то в краткосрочном периоде объем налоговых поступлений в бюджет уменьшится. Но в долгосрочной перспективе вследствие снижения ставки налога доходы граждан и предприятий вырастут, увеличатся сбережения и инвестиции. Это будет способствовать росту объема производства и занятости, что увеличит бюджетные доходы. Если же повысить ставку налога, например, до 80 %, то в краткосрочном периоде поступления в бюджет увеличатся, но в долгосрочном периоде это снизит предпринимательскую активность в стране и налоговые поступления в бюджет уменьшатся.

Эффект Лаффера проявляется не всегда. Для того чтобы он стал реальностью, необходимы развитые рыночные отношения, свободное преобразование сбережений в инвестиции, надежный контроль за инфляцией, хорошо организованная налоговая служба и т.д.