УРОК № 27
Тема. Лексическое значение слова. Развитие речи. Культура речи. «Спорт — это тоже игры по правилам»
Цель: сформировать у учащихся понятие о лексическом значении слова; ознакомить с толковым, украинско-русским словарями и научить ими пользоваться; работать над развитием и культурой речи.
Оборудование: толковый словарь, украинско-русский словарь, кроссворд; учебник, учебные тексты.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Объяснение учителя.
Слово — это единица языка, выражающая понятие о предмете, явлении и отношениях между ними. Например, слово лошадь обозначает «крупное домашнее однокопытное животное» (см.: Ожегов С. и. Словарь русского языка.— М., 1972).
То, что обозначает слово, и есть его лексическое значение. Каждое слово имеет определенное лексическое значение. Например: горбушка — кусок хлеба, отрезанный от непочатого края; изъян — повреждение, недостаток и т. д.
Слова с толкованием их значений собраны в особых книгах — словарях, в которых разъясняется лексическое значение слов. Такие словари называются толковыми.
2. Знакомство с толковыми словарями русского языка.
В толковых словарях собраны слова русского литературного языка. По количеству слов русский язык — один из самых богатых языков мира. Как самый маленький толковый словарь (однотомный) С. И. Ожегова (57 тысяч слов), так и самый большой «Словарь современного русского литературного языка», состоящий из 17 томов и насчитывающий 250 тысяч слов, не могут охватить все лексическое многообразие русского языка.
3. Работа с толковым словарем.
(Учащиеся делятся на три варианта.)
— Пользуясь толковым словарем, определите лексическое значение данных слов:
1) путешествие, экскурсия, маршрут;
2) стадион, игра, футбол;
3) финиш, дистанция, атлетика.
4. Объяснение учителя.
Многие пользуются двуязычными (переводными) словарями. Это словари, которые нужны при изучении иностранных языков, перевода текстов с одного языка на другой. Мы будем пользоваться на уроках украинско-русским словарем.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
1. Определение слова по его толкованию.
— Пользуясь материалом для справок, запишите слова, толкования значений которых даны.
1) Пищевой продукт из теста, высушенного в виде длинных трубочек. 2) Небольшая тонкая колбаска, употребляемая в вареном виде. 3) Толстая короткая сосиска. 4) Овощи, каша и т. п., подаваемые к мясным и рыбным блюдам. 5) Студенистое жидкое кушанье. 6) Первое блюдо со свеклой и другими овощами.
Для справок: кисель, сарделька, сосиска, борщ, макароны, гарнир.
2. Самостоятельное толкование значений слов.
— Восстановите слова по их звуковой записи [л’эн’], [жыв’от], [р’ат]?
— Запишите их в соответствии с правилами орфографии.
— Какое лексическое значение имеет каждое слово?
3. Перевод с украинского языка на русский.
— Переведите слова на русский язык, используя украинско-русский словарь
Вивірка, відказувати, дотик, північ, сутички, черепашка, череда, світ, шар.
4. Разгадывание кроссворда.
По горизонтали: 1. Искусственное русло. 4. Стадо лошадей или оленей. 5. Наружный запекшийся слой хлеба.
По вертикали: 1. Площадка для катания на коньках. 2. Несколько инструментов, предназначенных для какой-нибудь работы. 3. Узкая полоска ткани.
Для справок: канал, табун, корка, каток, набор, лента.
V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
1. Чтение учителем текста.
Учебник, с. 123.
2. Инсценировка учащимися текста, прочитанного учителем.
3. Обогащение культуры речи учащихся.
Работа с материалом рубрики «Советуем запомнить!», с. 122.
4. Составление словосочетаний.
5. Устное упражнение.
Упр. 266.
6. Исправление речевых ошибок.
Упр. 269.
7. Практическое упражнение.
Упр. 270.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Заключительная беседа.
— Что такое лексика?
— Что изучает лексикология?
— Как понять выражение «лексическое значение слова»?
— В каких словарях можно найти объяснение значения слова?
— Когда мы обращаемся к украинско-русскому словарю?
— Когда мы обращаемся к орфографическому, а когда к толковому словарю?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал занятия 24.
2. Выполнить упр. 261, 271.