Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Природоведение 5 класс - разработки уроков

Урок 30. Приспособления организмов к условиям существования

 

Цель: расширить представление учащихся о живых организмах, формировать умение наблюдать, сравнивать и описывать образцы приспособления растений и животных к окружающей среде, воспитывать толерантность в сотрудничества в группах.

Оборудование: карточки с фото или рисунками растений и животных.

Тип урока: формирование новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений

♦ Каковы условия существования жизни на нашей планете?

♦ На какие группы можно разделить всех живых существ на Земле?

♦ В каких средах могут проживать живые существа?

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

1. Для наблюдательного и любознательного человека природа открывает свои тайны и объясняет много загадок своего существования. Почему у солнышка такая яркая окраска? Почему камбала имеет плоское тело? Почему заяц меняет свою окраску дважды в год? Почему верблюд может так долго быть без воды? Почему медведь впадает в спячку? Почему полярная ива стелющаяся по земле и имеет крошечные листочки?

2. Ученики зачитывают сообщения о примеры приспособленности растений и животных к условиям окружающей среды.

 

IV. Изучение нового материала

1). Живые организмы - это гигантская сила, что меняет внешний вид планеты. Зеленые растения сформировали современную атмосферу планеты и поддерживают постоянство ее состава. Растения соединяют нас с космосом, используя энергию Солнца во время фотосинтеза и запасая ее в виде химической энергии органических веществ. Из органических остатков при участии микроорганизмов образуется почва. Каменный уголь, горючие газы, торф, нефть - все это создано растениями и другими живыми организмами.

Живых организмов на нашей планете очень много, и все они, в свою очередь, приспособились к различным условиям существования.

Учитель на примерах объясняет, какие бывают виды приспособлений растений и животных к условиям среды. Ученики записывают эти сведения в тетрадь.

1. Морфологические адаптации (изменения строения тела).

2. Маскировка (форма тела и окраска уподобляются к окружающим предметам).

3. Защитная окраска.

4. Предупреждающее окраску.

5. Мимикрия (окраска, форма тела незащищенных организмов уподобляются к окраски, формы тела защищенных).

6. Поведенческие приспособления (залякувальне, предусмотрительное поведение).

7. Приспособление процессов жизнедеятельности.

2). Класс объединить в группы по 4 человека (или работа в парах), раздать карточки с фото или рисунками растений и животных. Каждая группа отвечает на вопросы в своей карточке.

1 группа

Объяснить:

а) яркая окраска в осы или шмеля;

б) обтекаемую форму тела в рыб и птиц;

в) почему скунс выделяет очень резкий запах;

2 группа

Объяснить:

а) наличие перепонки между пальцами у водоплавающих животных;

б) почему цветки львиного зева похожи на шмелей;

в) почему гремучие змеи имеют яркую окраску и издают характерный звук;

3 группа

Объяснить:

а) густой покров у северных млекопитающих;

б) образование волками отдельных пар в брачный период, а зимой объединения в стаи;

в) подушкоподібну форму растений в высокогорных районах.

4 группа

Объяснить:

а) почему яйца птиц, гнездящихся открыто, практически не видны на фоне леса;

б) сохранение воды в кактусов;

в) почему некоторые ящерицы в случае опасности демонстрируют замирание или имитацию ранения (смерти).

5 группа

Объяснить:

а) сланку форму у растений в северных широтах;

б) почему белка запасает на зиму корм;

в) почему тигр полосатый.

6 группа

Объяснить:

а) окраска гусениц, вроде окраски окружающих предметов;

б) плоское тело у придонных рыб;

в) почему медведь впадает в спячку.

 

V. Закрепление материала

 

VI. Итоги урока

 

VII. Домашнее задание