Урок 30. Приспособления организмов к условиям существования
Цель: расширить представление учащихся о живых организмах, формировать умение наблюдать, сравнивать и описывать образцы приспособления растений и животных к окружающей среде, воспитывать толерантность в сотрудничества в группах.
Оборудование: карточки с фото или рисунками растений и животных.
Тип урока: формирование новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений
♦ Каковы условия существования жизни на нашей планете?
♦ На какие группы можно разделить всех живых существ на Земле?
♦ В каких средах могут проживать живые существа?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
1. Для наблюдательного и любознательного человека природа открывает свои тайны и объясняет много загадок своего существования. Почему у солнышка такая яркая окраска? Почему камбала имеет плоское тело? Почему заяц меняет свою окраску дважды в год? Почему верблюд может так долго быть без воды? Почему медведь впадает в спячку? Почему полярная ива стелющаяся по земле и имеет крошечные листочки?
2. Ученики зачитывают сообщения о примеры приспособленности растений и животных к условиям окружающей среды.
IV. Изучение нового материала
1). Живые организмы - это гигантская сила, что меняет внешний вид планеты. Зеленые растения сформировали современную атмосферу планеты и поддерживают постоянство ее состава. Растения соединяют нас с космосом, используя энергию Солнца во время фотосинтеза и запасая ее в виде химической энергии органических веществ. Из органических остатков при участии микроорганизмов образуется почва. Каменный уголь, горючие газы, торф, нефть - все это создано растениями и другими живыми организмами.
Живых организмов на нашей планете очень много, и все они, в свою очередь, приспособились к различным условиям существования.
Учитель на примерах объясняет, какие бывают виды приспособлений растений и животных к условиям среды. Ученики записывают эти сведения в тетрадь.
1. Морфологические адаптации (изменения строения тела).
2. Маскировка (форма тела и окраска уподобляются к окружающим предметам).
3. Защитная окраска.
4. Предупреждающее окраску.
5. Мимикрия (окраска, форма тела незащищенных организмов уподобляются к окраски, формы тела защищенных).
6. Поведенческие приспособления (залякувальне, предусмотрительное поведение).
7. Приспособление процессов жизнедеятельности.
2). Класс объединить в группы по 4 человека (или работа в парах), раздать карточки с фото или рисунками растений и животных. Каждая группа отвечает на вопросы в своей карточке.
1 группа
Объяснить:
а) яркая окраска в осы или шмеля;
б) обтекаемую форму тела в рыб и птиц;
в) почему скунс выделяет очень резкий запах;
2 группа
Объяснить:
а) наличие перепонки между пальцами у водоплавающих животных;
б) почему цветки львиного зева похожи на шмелей;
в) почему гремучие змеи имеют яркую окраску и издают характерный звук;
3 группа
Объяснить:
а) густой покров у северных млекопитающих;
б) образование волками отдельных пар в брачный период, а зимой объединения в стаи;
в) подушкоподібну форму растений в высокогорных районах.
4 группа
Объяснить:
а) почему яйца птиц, гнездящихся открыто, практически не видны на фоне леса;
б) сохранение воды в кактусов;
в) почему некоторые ящерицы в случае опасности демонстрируют замирание или имитацию ранения (смерти).
5 группа
Объяснить:
а) сланку форму у растений в северных широтах;
б) почему белка запасает на зиму корм;
в) почему тигр полосатый.
6 группа
Объяснить:
а) окраска гусениц, вроде окраски окружающих предметов;
б) плоское тело у придонных рыб;
в) почему медведь впадает в спячку.
V. Закрепление материала
VI. Итоги урока
VII. Домашнее задание