Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Уроки для 6 классов

Урок № 28

Тема. Задачи на умножение дробей

 

Цель: закрепить знание алгоритма нахождение дроби (процента) от числа и отработать навыки выполнения заданий, предусматривающих умножения дробных чисел.

Тип урока: применение знаний, навыков и умений.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Индивидуальные задания

1. Нескольким учащимся можно предложить решить домашние задачи у доски (условие заранее записать на доске).

2. Фронтальная работа

1) Найдите: ; ; ; ; ; от 120 см3.

2) Найдите: 1 %; 5; 10; 35; 108; 110; 160; 200 от 800 г. Сравните полученные ответы с 800 г.

3) В саду 40 деревьев. Среди них есть яблони и груши. Сколько в саду яблонь, если: а) яблонь всех деревьев; б) груш всех деревьев; в) яблони составляют 20 % всех деревьев; г) груши составляют 40 % всех деревьев?

4) Выполните действия: ; ; ; .

 

II. Актуализация опорных знаний

Вопрос к классу

1. Как найти дробь от числа? Приведите пример. Составьте задачу.

2. Как найти проценты от числа? Приведите пример. Составьте задачу.

@ Следует обратить внимание учащихся на то, что дробь / процент от числа можно взять любой. Но в задачах, если речь идет о части целого, дробь (сумма дробей), на который делится число, не превышает 1 (100 %).

 

III. Отработка навыков

@ На уроке следует обратить внимание на решение именно таких задач, в которых рассматривается часть от целого, что сводится к 1.

1. Экскаватор вырыл траншею длиной 150 м за 3 дня. За первый день он вырыл 40 % траншеи, а за второй - той части, что осталась. Сколько метров траншеи экскаватор вырыл за третий день?

2. Велосипедист за час преодолел 40 % дистанции, а за вторую - 70% оставшейся дистанции. Сколько процентов дистанции проехал велосипедист за эти 2 часа?

3. Автотуристы проехали 520 км за 4 дня. За первый день они проехали , за второй - всего пути, а за третий - на 40 км меньше, чем за четвертый. Сколько километров проехали автотуристы за четвертый день?

Дополнительные задачи

4. Один кран заполняет ванну за 15 мин, а второй - за 12 мин. Или наполнится ванна за мин совместной работы кранов?

5. Увеличьте число 100 на 20 %, а полученное при этом число уменьшите на 20 %.

@ Желательно показать ученикам два способа решения этих задач.

 

1-й способ

В именованных величинах

2-й способ

В дробях

Грузовой автомобиль проехал 240 км за 4 ч. Какой путь проедет за это время легковой автомобиль, скорость которого составляет 120 % скорости грузового автомобиля?

1) 150 · 0,4 = 60 (м) - за 1-й день;

2) 150 - 60 = 90 (м) - останется после 1-го дня;

3) 90 · = 50 (м) - за 2-й день;

4) 90 - 50 = 40 (м) - по 3-й день. Ответ. 40 м

Вся траншея 100 % = 1.

1) 100 % - 40 % = 60 % - остаток после 1-го дня;

2) - за 2-й день;

3) - по 3-й день;

4) % от 150: 150·:100 = = (м) - по 3-й день.

Ответ. 40 м

 

IV. Итоги урока
Самостоятельная работа

Вариант 1

1. а) Вычислите: ; ; ; ; б) Упростите выражение ; в) Вычислите .

2. Решите задачи:

а) 1 кг печенья стоит грн. Сколько будет стоить кг; кг, 200 г этого печенья?

б) Турист преодолел за три дня 32 км. За первый день он прошел 37,5 % пути, за второй день остатка. Сколько километров пути преодолел турист за 3 дня?

Вариант 2

1. а) Вычислите: ; ; ; ; б) Упростите выражение: ; в) Вычислите .

2. Решите задачи:

а) Какое расстояние преодолеет поезд со скоростью 75 км/ч за ч? за час? за 2 ч 36 мин?

б) За три дня выплатили 480 грн. За первый день 12,5 % этой суммы, за второй день - остатка. Сколько денег потратили за третий день?

 

V. Домашнее задание

1. Длина комнаты 6 м, ее ширина составляет 75 % длины, а высота - ширине. Найдите массу воздуха в этой комнате, если 1 м3 воздуха имеет массу 1,29 кг.

2. В магазин завезли 1,2 т картофеля. За первый день продали 0,2 всего картофеля, а за второй - остатка. Сколько килограммов картофеля продали за второй день?

3. Уменьшите число 200 на 10%, а полученное при этом число увеличьте на 10%.

4. Задача. Сначала прошли 30 % всего пути, а затем 20 % остатка.

5. Сколько процентов пути осталось пройти?