Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

АЛГЕБРА
Уроки для 9 классов

УРОК № 28

Тема. График уравнения с двумя переменными

 

Цель урока: добиться усвоения учащимися содержания: определение графика уравнения с двумя переменными; схемы действий для построения графика уравнения с двумя переменными.

Выработать умения: воспроизводить содержание изученного определения и алгоритма; применять их для решения упражнений на построение графиков уравнений с двумя переменными.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, выработки умений.

Наглядность и оборудование: опорный конспект № 18.

Ход урока

I. Организационный этап

Учитель рассказывает о примерное содержание учебного материала данного раздела; количество учебных часов; ориентировочные даты проведения тематической контрольной работы и требования к знаниям и умениям учащихся.

 

II. Проверка домашнего задания

Учитель проверяет выполнен учениками анализ тематической контрольной работы № 3.

 

III. Формулировка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся

На этом этапе урока уместны слова учителя о том, что материал предыдущего раздела «Функция и ее свойства» может быть использован не только для решения квадратных неравенств и задач, предусматривающих их решения, но и для решения других задач. В частности, если обратиться к материалу, изученному учащимися на уроках геометрии (уравнение фигуры в декартовых координатах), то становится понятным, что функции и их графики является одним из средств отыскание множеств точек, координаты которых удовлетворяют определенное уравнение с двумя переменными. Такую задачу учащиеся уже решали на уроках алгебры в 7 классе (при изучении темы «График линейного уравнения с двумя переменными»). Итак, на данном уроке встает вопрос о дополнении и систематизацию знаний и умений учащихся относительно содержания понятия «график уравнения с двумя переменными» и умения выполнять построения графика уравнения с двумя переменными и решать простейшие задачи на его применение.

 

IV. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Устные упражнения

1. Даны выражения:

а) х2 + в; б) ху + 3; в) у(х + 2).

Найдите значение каждого из данных выражений:

1) при х = -1, у = 2;

2) при x = -0,5, y = 0,4;

3) при x = -, у = 3.

2. Даны функции:

а) у = - ; б) у = х2 - 2; в) у = 3х + 1; г) у = -2.

Установите соответствие между данными функциями и графиками:

 

 

3. Выразите одну переменную через другую из равенства:

1) 4х - у = 1;

2) ху = 2;

3) х2 + у = 0;

4) х + ху = 2.

 

V. Формирование знаний

План изучения нового материала

1. Содержание понятия «уравнение с двумя переменными» и сопутствующих понятий.

2. Определение графика уравнения с двумя переменными. Степень уравнения с двумя переменными.

3. Схема действий при построении графика уравнения с двумя переменными.

 

Опорный конспект № 18

 

Уравнения с двумя переменными

Примеры: х2 + у2 = 25, ху = 4, х + ху = 1.

Сопутствующие понятия

1. Решение уравнения с двумя переменными х и у - это упорядоченная пара (х; у), которая превращает уравнение в верное равенство.

Например, пара (2; 3) является решением уравнения ху = 6, так как при х = 2 и y = 3 данное уравнение имеет вид 2 3 = 6, т.е. образуется правильная равенство.

2. Степень целого уравнения с двумя переменными р(х; у) = 0 определяется как степень многочлена Р(х; у), если он сведен к стандартному виду. Например, х2 + ху + у = 0 - уравнение второй степени.

График уравнения с двумя переменными х и у - это множество точек координатной плоскости с координатами (х; у), где пара (х; у) является решением данного уравнения с двумя переменными.

Как построить график уравнения с двумя переменными

1. Если уравнение можно свести к виду (х - a)2 + (y - b)2 = R2, где а, b - произвольные числа, a R > 0, то графиком этого уравнения будет круг с центром (а; b) и радиусом R.

2. В других случаях (если нет модуля) выражаем у через х и строим график созданной функции y = f(x).

Пример. Построим график уравнения: 1) 2x - 3у = 6; 2) х2 + у2 = 9; 3) ху = 4.

Решения (см. рисунок)

 

1) 2х - 3у = 6 у = х - 2 - линейная функция.

 

х

0

3

 

 

y

-2

0

 

 

2) х2 + у2 = 9 = 32 - уравнение окружности с центром (0;0) и радиусом 3.

3) ху = 4; у = - обратная пропорциональность.

 

х

-4

-2

-1

1

2

4

 

 

в

-1

-2

-4

4

2

1

 

 

 

Методический комментарий

Основная часть учебного материала урока - это сведения и умения, которые учащиеся получили при изучении алгебры в предыдущих классах. На данном уроке проводятся преимущественно повторение, обобщение и систематизация учебного материала.

 

VI. Формирование умений
Устные упражнения

1. Является решением уравнения х2 + у = 10 пара чисел:

1) x = 3, в = 1;

2) (-2; 6)?

2. Принадлежат ли точки A(-2; 3); B(0; 0); С(3; 0) графику уравнения:

1) ху = -6;

2) х2 - у = 9;

3) х2 + у2 = 9?

3. Определите степень уравнения:

1) ху - 2у = 5;

2) х2 - у = 2;

3) х2 + 3у2 = 0.

4. Что является графиком уравнения:

1) х2 + у2 = 4;

2) (x - 1)2 + (y + 3)2 = 9;

3) х = ; 4) х = 3у - 1?

 

Письменные упражнения

Для реализации дидактической цели урока следует решить упражнения такого содержания:

1) определить, является ли данная пара чисел решением уравнения с двумя переменными;

2) построить график уравнения с двумя переменными;

3) найти несколько решений уравнения с двумя переменными аналитически и по графику уравнения с двумя переменными;

4) на повторение: решить системы линейных уравнений с двумя переменными.

 

Методический комментарий

Для лучшего усвоения учащимися содержания материала урока рекомендуется при выполнении соответствующих упражнений неоднократно повторять определение решения уравнения с двумя переменными, графика уравнения с двумя переменными, алгоритм построения графика уравнения с двумя переменными (см. опорный конспект № 18).

 

VII. Итоги урока

Контрольные вопросы

1. Приведите примеры уравнений с двумя переменными различных видов.

2. Что называется решением уравнения с двумя переменными? Для каждого из приведенных в п. 1 уравнений найдите хотя бы одно из решений (если они есть).

3. Приведите примеры уравнений с двумя переменными, графиками которых являются:

1) круг;

2) прямая;

3) гипербола;

4) парабола.

4. Какое общее свойство имеет любая точка графика данного уравнения с двумя переменными?

 

VIII. Домашнее задание

1. Изучить определения понятий, рассмотренных на уроке.

2. Решить упражнения на построение графиков уравнений с двумя переменными.

3. Повторить способы решения систем линейных уравнений с двумя переменными (по справочнику для 7 класса); решить системы линейных уравнений с двумя переменными различными способами.